В конце прошлой недели Россию посетил вице-президент компании «Boeing — Гражданские самолеты» Хэнк Куин. Он пообещал, что Boeing увеличит объемы заказов для российских производителей. Кооперация с американцами и интеграция военной и гражданской авиапромышленности может стать одним из путей спасения российского авиапрома.
Cертифицировать нужно каждый болт
На сегодняшний день самой сложной из производимых в России комплектующих для американских самолетов является основная балка шасси. Это самая большая деталь из титана в самолете: она весит около 4360 кг. Балка поставляется, в частности, для самого современного самолета Boeing 777. Поставляет комплектующие Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, сумма контракта засекречена.
Также на предприятии изготавливают титановые заготовки и штамповки. Больше пока в России ничего не производят. Как объяснили в российском представительстве Boeing, ‘для производства нужно детально сертифицировать каждый болт и каждую отвертку’. Это занимает года.
Куин полагает, что одним из путей улучшения ситуации в российском авиапроме может стать слияние военных и гражданских авиастроительных компаний. Boeing ощутил выгоды этого во время затяжного спада в отрасли, последовавшего вслед за событиями 11 сентября. «Объединение гражданского и военного направлений полезно как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения управления персоналом. Сейчас оборонный заказ растет, и мы можем привлечь гражданских инженеров к оборонным проектам. Раньше было наоборот», — рассказывает Хэнк Куин.
По мнению российских экспертов, использование потенциала ВПК могло бы дать импульс развитию российского авиапрома. Пример тому — проект корпорации ‘Иркут’, самолет-амфибия Бе-200. Еще один пример сотрудничества — проект RRJ — ‘Российский региональный самолет’. В проекте RRJ участвуют АВПК «Сухой», авиационный комплекс имени Ильюшина, ОКБ им. Яковлева и Boeing. Комплектующие будут производиться в партнерстве российских и зарубежных компаний, причем как военных, так и гражданских.
Boeing застревает на таможне
Сотрудничество с российскими авиакомпаниями развивается хуже. Это связано с высокими пошлинами на ввоз самолетов. Специалисты Boeing приводят в пример более свободный рынок СНГ — в 2004 году в различные страны постсоветского пространства будет поставлено 30 самолетов Boeing. Сейчас идут переговоры с российскими авиакомпаниями «Сибирь», «КрасЭйр», «Пулковские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы». Планируется, что вырастут продажи и бизнес-самолетов Boeing business jets. Возможна поставка до 10 машин. Этими самолетами интересуются крупные российские компании, но многие регистрируют их за рубежом, чтобы сократить расходы и избежать проблем с российскими авиавластями.
Однако у Boeing не все так хорошо, как им хотелось бы. Крупнейший в России эксплуатант западной авиатехники «Аэрофлот» предпочел самолеты Airbus. По словам Хэнка Куина, Boeing «разочарован, но продолжает ценить «Аэрофлот» как основного заказчика в России. К тому же весь парк широкофюзеляжных самолетов у «Аэрофлота» — самолеты Boeing 767 и 777». Куин шутит: ‘Обратно мы с женой полетим на самолете Boeing «Аэрофлота», и я внесу вклад в наше партнерство’.