«Русский алюминий», тратящий более $350 млн в год на железнодорожные перевозки, всегда мечтал сэкономить на услугах МПС. Потому алюминщики постоянно — и весьма успешно — приспосабливаются к меняющимся правилам игры на железной дороге. К примеру, МПС внедрило институт «железнодорожных операторов», обещая инвестиционные скидки с тарифа, и «Русал» стал партнером одного из операторов, компании «Юнитранс». Прошлым летом правительство решило уравнять экспортные и внутренние железнодорожные тарифы, повысив расценки на перевозки алюминия по России, и «русаловцы» принялись доказывать чиновникам, что нельзя компенсировать выпадающие доходы МПС за счет алюминщиков. Компания Олега Дерипаски стала одним из основных вдохновителей исследования под названием «Совершенствование тарифной политики на железнодорожном транспорте», которое по заказу Минэкономразвития проводит KPMG.
А на днях «Русал» в очередной раз показал, как надо лоббировать тарифную экономию. Олег Дерипаска и глава МПС Геннадий Фадеев подписали рамочное соглашение, по которому «Русал» обязуется создать новое производство (алюминиевые заводы в Иркутске и Хакасии), а МПС обязуется возить его грузы — до 4 млн т в год дополнительно к нынешним 10 млн т — «по согласованным тарифам». Пока остается лишь гадать, не вызовут ли эти особые тарифы претензии со стороны госрегулятора — ФЭКа (ведь конкретных цифр в рамочном соглашении нет). Очевидно лишь, что договоренности с МПС уже сейчас дадут «Русалу» возможность более четко рассчитывать себестоимость производства на своих еще не построенных алюмзаводах.