Минприроды в последнее время заметно активизировало свою работу по проверке лицензионных соглашений сырьевых компаний. Так как реальных результатов здесь ожидать не приходится, работу министерства, скорее, можно расценить как своеобразную PR-акцию накануне выборов.
На этой неделе экспертная рабочая группа Министерства природных ресурсов РФ (МПР) на очередном заседании рассматривала выполнение условий недропользования рядом компаний. Под горячую руку министерства попали как небольшие и никому не известные компании Сибири и Северного Кавказа, так и достаточно крупные предприятия – «Томскнефть» и «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». После недавнего начала проверок ЮКОСа это стало очередным шагом министерства в борьбе с «недобросовестными» сырьевыми компаниями. Правда, по оценкам специалистов, все телодвижения МПР не дадут особых результатов: слишком много компаний нарушает условия лицензионных соглашений, и слишком часто само государство не дает возможности их соблюдать. А усилившуюся в последнее время активность МПР эксперты объясняют исключительно политическими мотивами — после предстоящих выборов нынешнее руководство министерства просто хочет удержаться в своих креслах.
Даже не имеющему к сырьевому сектору никакого отношения стороннему наблюдателю заметно, что в последнее время МПР стало проявлять завидную активность. Еще на прошлой неделе глава Минприроды Виталий Артюхов заявил о готовности отзывать лицензии на пользование недрами у компании «ЮКОС» «в превентивном порядке», не дожидаясь подтверждения фактов нарушения условий лицензионных соглашений. А на днях по поручению МПР проверка соблюдения лицензионных соглашений началась сразу в нескольких принадлежащих ЮКОСу нефтяных компаниях. В их числе и крупнейшее добывающее предприятие «Юганскнефтегаз», ответственное за 60% нефтедобычи компании, – его проверяет департамент нефти и газа правительства округа. В целом Минприроды намерено провести проверки в принадлежащих ЮКОСу нефтедобывающих компаниях сразу в восьми регионах.
Однако в МПР, похоже, справедливо решили, что проверки лишь в принадлежащих ЮКОСу компаниях могут вызвать справедливые вопросы о предвзятости министерства. С другой стороны, есть хорошая возможность показать себя с лучшей стороны. «Минприроды решило выдвинуться на авансцену противостояния федеральных властей и сырьевых компаний, — сказал RBC daily аналитик ИК «Антанта-Капитал» Александр Блохин. – Правда, к этому вопросу оно подошло формально – решив заняться проверкой лицензионных соглашений». В середине недели экспертная рабочая группа МПР рассматривала выполнение условий недропользования рядом компаний, работающих на территории республик Коми, Тувы, Карелии, Северной Осетии – Алании и Дагестана, Приморского края, Читинской и Томской областей. Как сообщила пресс-служба министерства, в частности, рассматривались лицензии ОАО «Тывакобальт», ОАО «ТЭК «Геотермнефтегаз», ОАО «Томскнефть», ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», ООО «ЮС», Nevada Manhattan Group Inc.
«Сейчас достаточно четко обозначилась новая экономическая политика: по максимуму увеличить налоговые поступления в бюджет от сырьевых компаний. И МПР действует в рамках этой общей стратегии, — говорит Александр Блохин. – Претензии к нефтедобывающим компаниям можно было предъявлять и раньше, однако на проблемы с выполнением лицензионных соглашений закрывали глаза. А сейчас, когда ситуация в нефтегазовом секторе изменилась, к разработчикам вдруг возникли новые вопросы». Не исключено, что отчасти столь бурная деятельность МПР связана и с задержанием на днях двух высокопоставленных руководителей Минприроды РФ, якобы вымогавших с руководителя одного из золотодобывающих предприятий взятку в размере миллиона долларов. Вполне понятно желание показать, что ведомство на самом деле не закрывает глаза на нарушения природопользователей за взятки.
В целом же, говорят эксперты, изменить ситуацию с выполнением лицензионных соглашений пока нереально. «Как пояснили в Министерстве юстиции, нарушение лицензионного соглашения еще не является прямым поводом для отзыва лицензии, — сказал RBC daily начальник отдела корпоративных финансов Института финансовых исследований Григорий Выгон. – Во-первых, лицензионное соглашениене является договором, а во-вторых, на отзыв лицензии необходимо согласие региональных властей». К тому же, по оценкам аналитиков ИК «Антанта-Капитал», сейчас порядка 70% месторождений разрабатывается с различными нарушениями лицензионных соглашений, и кардинально решить каждый конкретный случай представляется едва ли возможным. «В идеале Минприроды обяжет компании выполнять условия соглашений, однако это возможно далеко не всегда, — говорит Александр Блохин. – Порой компании физически не в состоянии это сделать, так как экспортных мощностей не хватает, и продукцию просто некуда будет девать (главная претензия Минприроды – компании, владеющие лицензией, часто не начинают добычу. – RBC daily)». В этих условиях специалисты подходят к работе МПР весьма критично. «Деятельность Минприроды сейчас не выдерживает никакой критики, — сказал RBC daily аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев. – Так, примерно неделю назад МПР предъявляло претензии по скважине на Сахалинском шельфе на основании того, что бурение было начато не в том месте. Но геологи сами вправе определять, где им лучше начать бурение. А это никак не попадает под юрисдикцию Минприроды и является больше конфликтом научных школ».
Вероятно, что основная цель МПР лежит в несколько иной плоскости, говорят эксперты. «Активность Минприроды объясняется исключительно политическими мотивами, — пояснил Григорий Выгон. – Нынешнее руководство министерства, которое до сих пор ничего полезного не сделало, просто хочет удержаться после выборов в своих креслах». Действительно, в последнее время, в связи с предстоящими выборами и возможной сменой премьер-министра и аппарата правительства, все ведомства заметно активизировались, демонстрируя свои полномочия, работоспособность и бурную деятельность. «Всем чиновникам периодически нужно заявлять о себе, а административные баталии – это лучший способ», — соглашается Дмитрий Царегородцев. Однако уже после выборов, скорее всего, все вернется на круги своя, и от активности министерства не останется и следа. «Сейчас Минприроды выступает в качестве орудия в разговоре федерального центра с нефтяными компаниями, — сказал Александр Блохин. – Но как только договоренность будет достигнута, все встанет на свои места. А Минприроды как было неосновным министерством, так им и останется».
Отдел экономики