/ Галина РЕЗНИК, После бала, 4 сентября
Стремительное расширение китайских сталелитейных мощностей уже давно вызывает серьезное беспокойство в западных странах, особенно — в Европе, которая имеет весьма болезненный опыт борьбы с перепроизводством. И разумеется, никто не верил многолетним утверждениям китайских чиновников, что после осуществления планов правительства по закрытию множества мелких заводов производство стали в этой стране будут примерно соответствовать объемам потребления.
Правда, ранее неуправляемое расширение китайской сталелитейной промышленности теперь ограничено естественными рыночными факторами: страна остро зависит от импорта железной руды, а мощный рост ее потребления в Китае привел к резкому повышению цен. Фактически производители руды просто не успевают увеличивать добычу в соответствии с повышением спроса, и мировой дефицит железорудного сырья имеет отнюдь не искусственный характер, как утверждают китайцы, обвиняющие “большую тройку” — Vale, Rio Tinto и BHP Billiton в монопольной системе ценообразования. По статистике China Iron and Steel Association (CISA), годовой прирост стоимости импортной руды на китайском рынке составил 54%, а местной — 95%.
Параллельно возник и мировой дефицит коксующегося угля, что привело к скачку цен на мировом рынке этого сырья более чем на 200%. Главным образом дефицит был обусловлен наводнениями в Австралии, в результате которых было затоплено несколько крупных шахт, а также резким сокращением экспорта из Южной Африки в связи с энергетическим кризисом. При этом, хотя в Китае находятся обильные залежи угля и страна издавна его экспортировала, цены на металлургический уголь подскочили на 62%, а на кокс — на 82%.
В результате в первом полугодии рост затрат на производство стали составил 57,6% — расходы крупных и среднего размера производителей увеличились более чем на 250 млрд. юаней. Разумеется, сталелитейные компании активно повышали цены на свою продукцию, тем не менее, рентабельность их продаж в первом полугодии упала на 7,6%, а прибыль оказалась на 0,95% ниже, чем в первые шесть месяцев 2007 года.
В этой ситуации правительство Китая и CISA продумывают возможности ускорить консолидацию отрасли, поскольку укрупнение компаний путем межрегиональных слияний и приобретений обеспечит оптимизацию использования мощностей, а формирование сталелитейных гигантов повысит конкурентоспособность китайских компаний на международных рынках. Этот процесс в Китае уже начался — в стране уже сформированы три крупных региональных холдинга: Shandong Steel Group, Guangdong Steel Group и Hebei Steel Group. Последняя была образована в результате слияния Tangshan Iron and Steel Group и Handan Iron and Steel Group), ее мощности составляют 32 млн. тонн, то есть, они оказались больше, чем у Baosteel Group, которая в 2007 году произвела 28,6 млн. тонн стали. Правда, эти группы остаются пока исключительно формальными объединениями, поскольку созданы они были, в первую очередь, по настоянию китайских властей. Теперь же к этим настояниям добавились мощные рыночные стимулы.
Снижение рентабельности причиняет особый ущерб именно устаревшим и неэффективным заводам, к закрытию которых правительство стремится уже несколько лет. Поэтому сопротивление их остановке со стороны местных властей, которым принадлежат такие предприятия, становится менее жестким. Хотя эти заводы и решают проблему занятости населения, они уже работают в убыток, а нынешние тенденции на сырьевых рынках явно имеют долгоиграющий характер. Поэтому сообщения о грядущем закрытии 9,1 млн. тонн сталелитейных мощностей и 5,4 млн. тонн чугунолитейных западные рынки восприняли с большим доверием, чем раньше.
Однако энтузиазм оказался преждевременным. Нет, судя по всему, последнее обещание будет исполнено, но оказалось, что вместо закрытых заводов в Китае появится новое современное сталелитейное предприятие производительностью 30 млн. тонн в год. Срок реализации проекта — около четырех лет. Об этих планах объявили 2 сентября компании Wuhan Iron and Steel Group и Liuzhou Iron and Steel Group. Для реализации этого проекта они создали совместное предприятие (СП), в котором старшему партнеру — Wuhan — принадлежит 80%. Такую же долю Wuhan внесет в это СП деньгами, Liuzhou предоставит ему все свои активы и ее владелец — административные власти провинции Гуанси, в которой предполагается построить новый завод, получит 20% его акций. Вероятно, в представлении китайского правительства, именно таким образом должны выглядеть сокращение избыточных мощностей и консолидация сталелитейной отрасли.
Разумеется, западные производители не разделяют эту точку зрения, тем более, что, скорее всего, теперь повышение спроса на сталь в Китае несколько замедлится. До сих пор 54-55% потребления обеспечивала строительная промышленность, но завершение инфраструктурных проектов приведет к снижению спроса в этой отрасли. Правда, китайский ВВП продолжает расти со скоростью более 10% в год, поэтому вряд ли стоит ожидать спада потребления в обозримом будущем. Тем не менее, на прежние темпы его роста рассчитывать явно не стоит.
До сих пор рост потребления был достаточно быстрым, этому способствовали дешевая производственная база и низкие затраты на оплату труда. Однако повышение цен на сталелитейное сырье ведет к резкому удорожанию стальной продукции, спрос в строительстве пойдет на спад, а автомобильная промышленность, вклад которой в китайское потребление составлял около 6%, в прошлом году жаловалась на низкое качество китайских материалов.
Поэтому производители США готовят почву для мер по защите своего рынка от китайских экспортеров. Министерство торговли уже несколько месяцев готовит аргументы для возбуждения иска против Китая в ВТО по поводу незаконного ограничения экспорта сырья для сталелитейной и других отраслей. В частности, речь идет о квотах и пошлинах на экспорт кокса, молибдена, карбида кремния и флюорита. Эти меры обеспечивают снижение внутренних цен на сталелитейное сырье и ставят в невыгодное положение производителей стали других стран. Соответственно, американцы считают подобные ограничения нарушением правил ВТО. В свою очередь принимает меры и Евросоюз: Еврокомиссия уже инициировала три антидемпинговых расследования в отношении китайского импорта. Похоже, что в мире поднимается новая волна протекционизма, которая послужит, в частности, еще одним фактором ограничения китайских расширений.