Skip to content

Вопреки стихии

/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Металлургическая отрасль Таиланда, понесшая в последние три года серьезные убытки из-за сильнейших наводнений и нестабильной экономической ситуации в стране, постепенно приходит в себя. По данным Института чугуна и стали Юго-Восточной Азии (South East Asia Iron & Steel Institute SEAISI), Таиланд является стабильным лидером среди стран АСЕАН по приросту потребления стальной продукции: если в 2011 году оно оценивалось в 14,65 млн. т, то в 2012 году увеличилось на 13% до 16,5 млн. т, а в текущем году, как ожидается, этот показатель возрастет еще на 6-7% до 17,6 млн. т.


Наперекор стихии


Последствия опустошительных наводнений, которые пронеслись над Таиландом в 2010 и 2011 годах, ощущаются еще в некоторых районах страны и по сей день. Немало бед природные катаклизмы принесли и национальной экономике: ущерб от наводнений оценивается более чем в $45 млрд., а увеличение ВВП в 2011 году составило всего 0,1% вместо запланированных 4,5%. Темпы роста в автомобильном и строительном секторах страны (главные потребители стальной продукции) и вовсе ушли в минус – все силы государства были брошены на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Впрочем, уже в 2012 году рост национальной экономики составил около 6%, а в текущем году увеличение ВВП ожидается на уровне 5,5-6%.


Ликвидация последствий наводнений, бесспорно, ускорила выход строительной отрасли страны из кризиса. Как правительство, так и частный сектор начали выделять существенные ассигнования на восстановление инфраструктуры – страна за последние два года превратилась в огромную строительную площадку. В конце марта текущего года правительство Таиланда утвердило семилетнюю программу общим объемом в $62 млрд., которые планируется потратить на широкомасштабные инфраструктурные проекты. Среди последних – строительство четырех высокоскоростных железнодорожных веток от Бангкока на север, юг и восток королевства, по которым будут курсировать 200 поездов, а также возведение дамб, гидроэлектростанций и других объектов.


Увеличение потребления стальной продукции в Таиланде стимулирует также и рост национальной автомобилестроительной промышленности, отрасли по производству бытовой техники и электроники. Даже по результатам неблагоприятного для местной экономики 2011 года в Таиланде было произведено около 1,5 млн. автомобилей, из которых примерно 50% было отправлено на экспорт.


В прошлом году выпуск транспортных средств в Таиланде достиг 2,45 млн. – на 60% больше, чем в 2011-том. Из этого количества 1,44 млн. машин было реализовано внутри страны, благодаря чему Таиланд впервые обошел по этому показателю Южную Корею, а экспорт достиг 1 млн. автомобилей. В течение ближайших нескольких лет японские автомобилестроительные корпорации Nissan, Honda, Toyota, Suzuki и Mitsubishi планируют вложить в развитие своих производств в Таиланде около $940 млн., а выпуск автомобилей в стране к 2015 году должен достичь 2,7 млн. По оценкам экспертов индийского сталелитейного гиганта Tata Steel, в текущем году автомобильный сектор Таиланда вырастет на 33%, а национальная строительная отрасль– на 5-10%.


В отличие от большинства соседних азиатских стран, потребление стальной продукции в Таиланде ориентировано, прежде всего, на плоский прокат. Так, в 2011 году в стране было использовано 9,9 млн. т плоской и всего 4,9 млн. т длинномерной продукции. Отраслевая структура потребления выглядит следующим образом: строительство – 54%, автомобилестроение – 16%, машиностроение – 13%, производство электроприборов – 12%, сектор упаковки – 5%. В стране с населением 70 млн. человек процент урбанизации составляет всего 30%, оставляя большой потенциал для развития городской инфраструктуры и потребления проката строительного назначения. Но уже сейчас по показателю потребления стали на душу населения (свыше 200 кг) Таиланд опережает соседей по АСЕАН.


Таиланд располагает крупнейшими сталелитейными мощностями среди государств АСЕАН. Потенциал по выпуску полуфабрикатов составляет 9 млн. т (заготовка – 6 млн. т, слябы – 3 млн. т), длинномерного проката – 8,5 млн. т, плоского – 12,9 млн. т. Тем не менее, в последние годы производство стали в стране не превышало 4-4,5 млн. т в год (в 2011 году – 4,2 млн. т), т.е. собственные мощности на сегодняшний день способны удовлетворить лишь 30% потребностей Таиланда в стальной продукции.


Основу сталелитейного сектора страны составляют заводы неполного цикла, где из горячекатаного рулона и листа выпускается холодный прокат и сталь с покрытием. Собственным производством тайские производители могут обеспечить только половину потребностей внутреннего рынка в плоском прокате. В еще большей степени отрасль зависит от импорта металлолома, чугуна и полуфабрикатов (слябов и заготовки).


Поэтому нет ничего удивительного в том, что Таиланд является одним из крупнейших в мире импортеров металлопродукции. В этом рейтинге он занимает сегодня 4-е место (и первое в АСЕАН): за 9 месяцев прошлого года ввоз стальных изделий в страну, включая трубы, вырос на 19% до 10,7 млн. т., а годовой объем импорта, по оценкам, Института чугуна и стали Таиланда (Iron and Steel Institute of ThailandISIT), составил 14 млн. т. Это преимущественно горячекатаные и холоднокатаные рулоны, а также полуфабрикаты, главным образом, слябы. Среди стран Азии больше импортируют только Южная Корея и Китай.


Основными поставщиками высококачественной стали в Таиланд являются Япония, Южная Корея, Тайвань, ЕС и США. Суммарно эти страны в 2012 году поставили около 6.6 млн. т или около 45% от общего объема потребления такой продукции в Таиланде. Не последнюю роль здесь играет и Китай: в прошлом году поставки металла из КНР на таиландский рынок достигли почти 2 млн. т. В феврале текущего года правительство Таиланда даже приняло решение о введении временных антидемпинговых и компенсационных пошлин на импорт горячего плоского проката из КНР. Временные пошлины будет действовать в течение 200 дней, пока длится начатое в ноябре минувшего года расследование, инициированное местными производителями стали компаниями Sahaviriya Steel Industries, G Steel и GJ Steel.


До недавнего времени Таиланд являлся одним из немногих в Азии стабильных покупателей полуфабрикатов и проката из Украины и России. По данным таможенных органов Украины, экспорт украинской металлопродукции в Таиланд в 2011 году составил 770 тыс. т, но в 2012 году сократился до 163,6 тыс. т из-за перехода крупнейшего местного покупателя слябов Sahaviriya Steel Industries на полуфабрикаты британского производства, которые выпускает принадлежащий ему завод Teesside. Сейчас компании из СНГ поставляют в Таиланд, главным образом, заготовки.


Ведущие компании


Крупнейшими игроками в металлургической отрасли Таиланда выступают компании Sahaviriya Steel Industries (SSI – мощность 4 млн. т плоского проката в год), G Steel (1,8 млн. т), производитель длинномерной продукции таиландское подразделение Tata Steel Thailand (1,7 млн. т стали, из которых 50% – катанка), а также местные производители сорта UMC Metals, BNS Steel и Bangkok Steel Industry.


Выделяется на этом фоне, бесспорно, Sahaviriya Steel Industries – крупнейший производитель плоского проката в ЮВА, располагающий мощностями по выпуску 4 млн. т горячекатаной продукции в год. В первом квартале прошлого года SSI запустила после более чем двухлетнего простоя завод Teesside в Великобритании, приобретенный в марте 2011 года у Tata Steel Europe за $470 млн. Teesside (именуемая сегодня SSI UK) выпускает слябы, которые поставляются на прокатный завод SSI в Таиланде. Ранее эта компания ежегодно приобретала на спотовом рынке около 4 млн. т полуфабрикатов в год. Как заявляют представители SSI, производство слябов в Великобритании и доставка их в Таиланд обойдется примерно в ту же, цену, что и приобретение их в СНГ либо Бразилии.


Изначальная производственная мощность Teesside составляла 3,6 млн. т в год, но SSI планирует увеличить ее до 4 млн. т в год, чтобы больше не зависеть от внешних поставок полуфабрикатов. Компания уже запустила на британском предприятии инвестиционную программу объемом около $290 млн. Как отмечают представители SSI, приобретение Teesside следует рассматривать как очень удачную сделку. Затратив менее $800 млн., таиландцы должны в итоге получить мощности по производству 4 млн. тонн слябов в год. Строительство меткомбината аналогичной мощности с нуля обошлось бы им, по меньшей мере, в четыре раза дороже.


Теперь, пожалуй, идея о строительстве в Таиланде нового интегрированного металлургического комплекса, которую так активно в последнее время продвигал местный Институт чугуна и стали с целью снижения зависимости от импорта полуфабрикатов, снята с повестки дня. Пока же руководство Sahaviriya Steel Industries заявляет о рекордных показателях компании по производству стальной продукции по итогам первого квартала текущего года: 770,41 тыс. горячекатаных рулонов, из которых был отгружен тоже рекордный тоннаж – 706,83 тыс. т. По оценкам Вина Вирияпрапайкита, генерального директора и президента Sahaviriya Steel Industries, в нынешнем году производство стальной продукции на предприятиях компании должно составить в общей сложности 2,7 млн. т.


По данным Пиюши Гупты, президента и генерального директора Tata Steel Thailand, в текущем году главные инвестиции таиландского подразделения индийской компании будут направлены на увеличение мощностей Tata Steel Thailand по производству стали на 8-10%. «Таиланд и далее будет оставаться главной производственной базой Tata Steel в Юго-Восточной Азии» – заявил Пиюш Гупта.


Японские металлургические корпорации, в частности Nippon Steel, являются совладельцами ряда таиландских компаний по выпуску плоского проката, в частности, Siam United Steel (производительность – 1 млн. т) и Thai Cold Rolled Steel Sheet (1,2 млн. т). В целом, именно Япония выступает в роли крупнейшего инвестора в экономику Таиланда и его металлургическую отрасль, а таиландский рынок является одним из ключевых для японского стального экспорта (4-5 млн. т в год).


В конце прошлого года японские банки Japan Bank for International Cooperation (JBIC) и Bank of TokyoMitsubishi UFJ подписали совместное соглашение с таиландским подразделением Nippon Steel по производству оцинкованной стали (Nippon Steel Galvanizing Thailand) о выделении $222 млн. на строительство новой линии по выпуску стальной продукции горячего цинкования. Эта линия мощностью 360 млн. т в год будет возведена в провинции Районг в интересах удовлетворения растущих потребностей местной автомобилестроительной отрасли в качественном автомобильном стальном листе.


Еще один крупный зарубежный инвестор в металлургическую отрасль Таиланда – южнокорейский сталелитейный гигант Posco, который имеет в стране два сервисных центра, завод по выпуску 120 тыс. т автолиста а в год, а в 2011 году купил таиландскую компанию Thainox Stainless – крупнейшего в ЮВА производителя нержавеющей стали. В конце марта текущего года корейцы анонсировали планы по строительству в провинции Районг нового металлургического завода по выпуску оцинкованной стали для автомобильной промышленности. Об этом заявил Ким Сун Вон, президент базирующейся в Банкоке Posco-South Asia Company, добавив, что инвестиции в новое предприятие мощностью 400 тыс. т оцинкованного автолиста в год составят около $300 млн. Posco уже приобрела земельный участок для этого завода, а его запуск в эксплуатацию запланирован на конец 2015 года.


 


По материалам Bangkok Post, The Nation, SEAISI, ISIT, Steelguru, Steel Times International, ugmk.info, «Металлоснабжение и сбыт»

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...