Современный бизнес невозможно себе представить без структур саморегулирования, понимаемого в широком смысле. Частный бизнес так или иначе сталкивается с системными проблемами, которые эффективней решать путем объединения общих усилий.
Согласно статье 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (СРО).
Такой подход способствует созданию на рынке здоровой конкурентной среды, где каждый участник саморегулирования берет на себя обязательство перед другими участниками рынка и обществом в целом соответствовать определенным требованиям. Тот, кто сознательно не принял на себя такие обязательства, вступив в СРО, или, по мнению СРО, нарушивший такие требования, объективно остается или входит соответственно в зону риска. Репутация и статус такого субъекта предпринимательской и профессиональной деятельности должны тщательно проверяться и изучаться его контрагентами, уполномоченными органами власти.
В свою очередь, рейтингование призвано в своей сути заниматься именно тем же, отвечая на вопросы на сколько лицо-участник бизнес сообщества готов соответствовать существующим на рынке условиям и требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности, показывая его профессиональный уровень в рамках рейтинговой шкалы. Тем самым, рейтингование с одной стороны дополняет саморегулирование, поскольку позволяет детализировать подходы, которые бытуют в рамках СРО.
В условиях саморегулирования предприниматель либо является членом СРО, либо нет. Но понятно, что любой участник СРО отличается от другого участника СРО по своему уровню развития, финансовой устойчивости, объемам активов, наличию технологий, квалификации персонала, стилю ведения дел, деловой активности и др. Все эти факторы, достижимые в минимальных значениях, могут позволять ему соответствовать требованиям к членам СРО и тем самым формально соответствовать статусу участника соответствующего рынка и виду осуществляемой деятельности.
Однако, это лишь та минимальная черта уровня необходимых достижений. После нее также существует конкуренция.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Из указанного нормативного определения видно, что в основе конкуренции лежит соперничество. Описывая это спортивным языком – это соревнование. Итогом любого соперничества и соревнования является битва за места и положение в мире, в бизнесе.
Рейтингование также связано с присвоением компаниям определенных мест в рейтинговой шкале. Рейтинговое агентство – это судья, который принимает соответствующее решение о даче тому или иному предпринимателю заслуженное место.
Вместе с тем, любой судья, вынося решение, подчиняется правилам. В противном случае это произвол, и в подобного рода соревнованиях без правил, никто не будет принимать участия.
Тем самым оценка рейтинга базируется на знании соответствующих условий и требований к ведению предпринимательства и выполнению профессиональной деятельности в той или иной сфере хозяйственной жизни. То есть основывается на выполнении соперничествующим с другими предпринимателем определенных правил. Рейтинговое агентство при присвоении рейтинга выясняет выполняет ли предприниматель соответствующие правила.
Такие условия предопределяю определенную степень синергии систем рейтингования с саморегулированием. Членство СРО становится формальным подтверждением того, что рейтингуемый объект-организация обладает определенным уровнем развития и позицией, не ниже предъявляемого профсообществом к хозяйствующим субъектам в соответствующей области экономической деятельности. Для этого рейтинговому агентству не надо вводить дополнительных верифицирующих соответствующую информацию инструментов. За него это сделало СРО.
Таким образом, наличие у рейтингуемого объекта статуса члена СРО, только на этом основании, повышает его значение в шкале присуждаемых рейтингов.
Зеленин А.А.