Skip to content

Виктор Ковшевный: «Мы гибнем понемногу, оставляя поле пустым»

9 мин.

Опубликованно: 29 июля 2022

Импорт и экспорт, лом и отходы металлов

Виктор Ковшевный: «Мы гибнем понемногу, оставляя поле пустым»

Сейчас такое время, что проблемы есть у всех. Но не так обидно, если они вызваны объективными обстоятельствами, на которые повлиять невозможно. Вместе с тем, бывает и иная ситуация — когда на ваших глазах принимается ошибочное решение, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия. И это результат лоббистского давления. Одно из них на днях коснулось отрасли, занимающейся вторичным металлом, полагает директор Ассоциации НСРО «Руслом.Ком» Виктор Ковшевный.

Российская отрасль «ломовиков» традиционно в немалой степени ориентирована на экспорт. Сейчас это особенно актуально, поскольку объёмы металлургического производства внутри страны падают, и у отечественных металлургов снижается потребность в сырье.

Между тем, на экспорт лома чёрных металлов в тот момент, когда цены на него были в два раза выше, чем сейчас, ввели экспортную пошлину — 100 евро за тонну на срок до 31 июля 2022 года. В настоящий момент цены на металл упали до уровня конца 2020 года. Логично было бы удушающую пошлину отменить. Но нет…

18 июля подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Министерства экономического развития на своём заседании приняла решение пошлину оставить в прежнем виде до конца года — на уровне 100 евро за тонну.

Несмотря на то, что незадолго до этого Минпромторг опубликовал проект решения, согласно которому при экспорте лома в пределах квоты вывозная пошлина составит 5%, но не менее 35 евро за тонну, а при превышении — не менее 290 евро за тонну. Квоту, кстати, собирались сохранить в любом варианте. Но маловероятно, что её вообще удастся выбрать. О том, каковы могут быть последствия, «Про Металл» попросил рассказать Виктора Ковшевного.

— Виктор Викторович, какова позиция участников отрасли по данному вопросу? Насколько рентабельным окажется экспорт лома в ближайшие месяцы?

— Данная пошлина в нынешних условиях фактически является запретительной и решение её сохранить принято абсолютно без учёта реалий рынка и мнения ломозаготовителей.

Всего за несколько дней до этого заседания подкомиссии, в июле, мы проводили во Владивостоке конференцию, посвящённую 100-летию ломозаготовительной отрасли в России. 15 июля участники конференции единогласно приняли резолюцию, в которой предложили явно избыточное тарифное давление устранить.

Наша позиция — пошлину разумно установить в размере 5 процентов (но не менее 5 евро) за тонну. И мы не просто заявили позицию, но и подкрепили её цифрами. Которые очень красноречивы.

Для нас сейчас закрылись многие традиционные рынки, на которые шёл экспорт. Турция продолжала наш лом покупать, но по какой цене? В пакете документов, который мы предоставили Минэкономразвития, наши эксперты по дням расписали цены в июле, которые складывались на турецком рынке лома. От 408 долларов за тонну она упала до 320! А 25 июля вообще появилась информация о том, что Турция прекратила закупки лома.

Также в нашей таблице мы учли расценки за фрахт и стивидорные услуги (везти лом туда приходится, как известно, по морю). Они стабильно превышали 100 долларов за тонну. Плюс пошлина. То есть более половины цены лома российские поставщики на этом теряют. Экономический смысл в экспорте исчезает.

Хуже того, есть экономические прогнозы, согласно которым уже с августа западная экономика столкнётся с кризисом, вызванным энергодефицитом. К осени-зиме он будет только нарастать. Значит, металлургические заводы в этих странах будут сокращать производство, спрос на металлолом ещё упадёт. А значит, в мире будет и давление на цены.

Всё это мы сообщили в документах, направленных профильным министерствам. Более того, 18 июля нынешнего года к Минэкономразвития обратился с письмом и губернатор Приморского края Олег Кожемяко с просьбой сделать экспортную пошлину не выше 35 евро за тонну лома. Но нас не послушали.

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко поддерживает российских ломовиков. фото РИА Новости

— А в чём была причина? В правительстве опасаются, что России не хватит лома для своих нужд?

— Вряд ли. Лома в стране более чем достаточно. По нашим подсчётам, в Российской Федерации ежегодно образуется примерно 49 миллионов тонн лома, а собирали, например, в прошлом году, только 30 миллионов.

В 2022 году, с июня, спрос на лом на российских металлургических предприятиях снизился более чем на 1 миллион тонн в месяц. При этом раньше даже на экспорт уходил небольшой процент. Почему резкое сокращение произошло именно с июня? Потому что раньше заводы выполняли ранее подписанные контракты на поставку металлопроката. Старые контракты выполнили, а новых не последовало.

Я подозреваю, что проблема оказалась в лоббистских усилиях менеджмента ряда крупных металлургических комбинатов. И это прямое нарушение российского законодательства о конкуренции.

Я не хочу сказать, что так настроены все. Например, менеджеры НЛМК, «Металлоинвеста», ПМХ и некоторых других корпораций изначально говорили о том, что в данном вопросе они за свободный рынок.

Но нашлись, видимо, и те, кто полагает: если закрыть экспортные каналы, можно будет получить очень дешёвое сырьё. Ведь ломовикам деваться будет некуда. При том, что и внутри страны спрос на лом падает. По данным железнодорожной статистики, например, за первые 20 дней июля нынешнего года «Магнитка» потребила в 10 раз меньше лома, чем за аналогичный период прошлого года!

Спрос на лом внутри страны уже упал в разы.

— И эти меткомбинаты действительно получат дешёвый вторичный металл? Деваться-то «ломовикам» в ближайшие месяцы будет просто некуда?

— Я полагаю, что для начала попросту сократится предложение на рынке. Кроме того, нужно учитывать, что лом бывает трёх типов: легкодоступный, средне- и труднодоступный. Естественно, при ужесточении экономических условий ломозаготовители переключили своё внимание на легкодоступный лом с наименьшей себестоимостью. И быстро «подъели» его запасы. Теперь придётся сосредотачиваться на сырье с гораздо более высокой себестоимостью.

Сокращение предложения не даст внутренней цене резко упасть, потому что никто не захочет работать себе в убыток. В мае-июне 2022 года цена на лом внутри страны и так резко упала, ниже ей падать некуда.

Да, экспорт лома чёрных металлов из России практически остановился (и пошлину-то брать не с кого). Но это не означает, что меткомбинаты получат большие скидки. Эта политика просто надолго дестабилизирует отрасль, особенно в таких регионах, как Дальневосточный федеральный округ.

Перед глазами у всех нас пример Казахстана. Там ввели запрет на вывоз лома. Что произошло с его сбором? А он просто сократился в несколько раз, с 3,5 миллиона тонн в год до 1 миллиона! И характерно, что снятие запрета на экспорт в 2018-2019 годах в Казахстане сразу давало прирост ломосбора на 40%.

Или пример Украины, где в результате последовательного ограничения экспорта количество ломозаготовителей уменьшилось вдвое за последние десять лет.

Если лома будут собирать меньше, то свалок будет больше.

— Чем всё-таки можно объяснить тот факт, что некоторые заводы заявляют: им не хватает лома уже сегодня?

— Сначала, в мае, заводы цены резко уронили. Ломосбор упал, так как конкуренции в виде экспорта нет, с учётом заградительной пошлины в 100 евро, которая стала действовать с 1 января 2022.

По факту заводы сильно снизили план по закупкам. И что теперь? Ничего! На юге России уже плюс 7,5 тыс. рублей на тонне, в то время как мировые цены падают. Заводы сейчас сначала друг друга загонят вверх по цене, а потом через месяц-два будут опять падать.

Это «ценовые качели», которые невыгодны ни заводам, ни рынку в целом. Независимые ломозаготовители считают, что из-за своей недальновидности заводы уронили рынок так, что теперь ломосбор месяца три будет восстанавливаться, а они должны будут всё это время переплачивать за лом. Не все верят, что ломосбор восстановится.

Если подсчитать общие потери металлургов, то каждый месяц они могут составлять от 5 миллиардов рублей при превышении цены на 3 тысячи рублей. И всё по причине того, что кто-то решил закрыть экспорт лома, не просчитав последствий.

— Вы говорили о том, что летали во Владивосток. А какая ситуация именно в дальневосточном регионе? — Одна из самых сложных. В ДФО фактически есть только один внутренний потребитель лома — «Амурсталь». Завод отличается серьёзной нестабильностью закупок лома: в последние годы эти объёмы колебались от 158 до 940 тысяч тонн в год. При этом до введения ограничений ломосбор в ДФО составлял порядка 2 миллионов тонн в год, более миллиона тонн излишков (а «Амурсталь» к тому же около 300 тысяч тонн завозила из СФО). Выручал экспорт в Южную Корею, тем более что регион имеет удобный выход к морю. Теперь этот маршрут для российских предприятий фактически закрыт: мало того что потенциальные покупатели боятся санкций, так и по цене это становится невыгодно (хотя раньше мы на этом рынке с успехом конкурировали с поставщиками из Японии и других стран). Однако менеджмент монополиста «Амурстали», тем не менее, среди других тоже выступает почему-то за сохранение запретительной экспортной пошлины. Это понять совершенно невозможно, если следовать здравому смыслу, или если у завода нет конечной цели — сократить количество ломозаготовителей в регионе. С учётом близости к Китаю можно предположить, что если российские ломозаготовители будут задушены, то на их место придут китайцы. Есть информация, что на получение лицензии из китайских компаний в регионе уже образовалась целая очередь. Неудивительно, что ломосбор в ДФО за первые 6 месяцев нынешнего года рухнул на 44%. Впрочем, в СЗФО, например, снижение практически такое же... Мы опасаемся, что при сохранении дискриминационных мер в отношении нашей отрасли её ждёт серьёзный структурный кризис, возможно необратимый. Но абсолютно рукотворный. Как красноречиво сказал на недавней конференции один из ломозаготовителей Дальнего Востока: «Мы гибнем понемногу, оставляя поле пустым».

— А квотирование объёмов экспорта сегодня России нужно?

— Мы выступаем против экспортной квоты, т.к. не видим в ней никакой необходимости. Сейчас в России квота на экспорт лома чёрных металлов до конца 2022 года составит 1,35 млн тонн (с дифференциацией по регионам).

По нашим подсчётам, даже при условии снятия заградительной пошлины, с учётом нынешней стоимости фрахта, Россия в принципе не сможет экспортировать более 1,5 миллиона тонн. То есть даже в этом случае экспорт сократится вдвое по сравнению с прошлыми годами, так как в последние 6 лет он колебался на уровне 3,2–4,3 миллиона тонн в год.

Это приносило порядка 1,5 миллиарда долларов выручки, с которых предприятиями платились различные налоги и отчисления в казну. При сохранении пошлины эта экспортная выручка снизится почти до нуля. В итоге государство получит в бюджет меньше поступлений, чем если бы пошлину отменило.

— Что же будет с отечественными предприятиями, заготавливающими и перерабатывающими лом, если позиция госорганов останется неизменной?

— Всё достаточно очевидно. Уже сейчас многие предприятия нашей отрасли отправляют в отпуск до половины сотрудников, они вынуждены это делать. Между прочим, в отрасли работает порядка 10 тысяч компаний. То есть это десятки тысяч сотрудников, включая высококвалифицированных специалистов.

При этом только у 400 компаний выручка превышала в прошлом году миллиард рублей в год, и около 1500 фирм её получили на уровне 100 миллионов рублей и выше. Значит, в лучшем случае лишь у пятой части предприятий отрасли есть финансовая «подушка безопасности», позволяющая как-то продержаться хотя бы до конца года.

Будет всё строго по Марксу: разорятся и уйдут с рынка предприятия, упадёт предложение, неудовлетворённый спрос приведёт к росту цен на продукцию. Но будет ли кому удовлетворить возросший спрос? И, конечно же, ценой несбалансированных решений будут крайне негативные социальные последствия и экономические потери. Кроме того, не всё сводится к деньгам.

Сбор лома — это ещё и вопрос экологии. Как это скажется на экологической ситуации, тоже нетрудно представить. И, в конце концов, лом — это сырьевой резерв. Получается, что страна немалую его часть утратит.

«Амурсталь» полагает, что на место российских ломозаготовителей могут прийти китайские.

— Вы говорили о том, что летали во Владивосток. А какая ситуация именно в дальневосточном регионе?

— Одна из самых сложных. В ДФО фактически есть только один внутренний потребитель лома — «Амурсталь». Завод отличается серьёзной нестабильностью закупок лома: в последние годы эти объёмы колебались от 158 до 940 тысяч тонн в год. При этом до введения ограничений ломосбор в ДФО составлял порядка 2 миллионов тонн в год, более миллиона тонн излишков (а «Амурсталь» к тому же около 300 тысяч тонн завозила из СФО).

Выручал экспорт в Южную Корею, тем более что регион имеет удобный выход к морю. Теперь этот маршрут для российских предприятий фактически закрыт: мало того что потенциальные покупатели боятся санкций, так и по цене это становится невыгодно (хотя раньше мы на этом рынке с успехом конкурировали с поставщиками из Японии и других стран).

Однако менеджмент монополиста «Амурстали», тем не менее, среди других тоже выступает почему-то за сохранение запретительной экспортной пошлины. Это понять совершенно невозможно, если следовать здравому смыслу, или если у завода нет конечной цели — сократить количество ломозаготовителей в регионе.

С учётом близости к Китаю можно предположить, что если российские ломозаготовители будут задушены, то на их место придут китайцы. Есть информация, что на получение лицензии из китайских компаний в регионе уже образовалась целая очередь.

Неудивительно, что ломосбор в ДФО за первые 6 месяцев нынешнего года рухнул на 44%. Впрочем, в СЗФО, например, снижение практически такое же… Мы опасаемся, что при сохранении дискриминационных мер в отношении нашей отрасли её ждёт серьёзный структурный кризис, возможно необратимый. Но абсолютно рукотворный.

Как красноречиво сказал на недавней конференции один из ломозаготовителей Дальнего Востока: «Мы гибнем понемногу, оставляя поле пустым».

Источник: Ассоциация НСРО «Руслом.ком»

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...