На этой неделе Министерство по антимонопольной политике предписало закрыть интернет-сайт компании «Веда», производящей водку. Это решение мотивировалось тем, что посредством своего сайта компания рекламировала водку. В России реклама водки разрешена только в местах ее продаж, а, по мнению министерства, Интернет местом продаж никак не является. С этим утверждением могут поспорить десятки российских интернет-магазинов.
Они не имеют торговых точек в реальном мире — только интернет-сайт. Среди этих магазинов есть и те, что торгуют алкоголем. Конечно, товар покупателю из этих магазинов доставляется не по проводам. Но ведь и в реальном мире товар не всегда выдается покупателю «через прилавок» — его могут отгружать со склада, доставлять курьером. Есть один характерный признак электронной коммерции, в существование которой не верят чиновники, — покупатель находит продавца в Интернете и здесь же оформляет покупку. Не разместив изображение товара на сайте, продать его невозможно.
В МАПе говорят, что на сайт водочной компании могут зайти несовершеннолетние и увидеть там изображение бутылки. Но зайти в обычный винный магазин на улице может любой ребенок. Там он получит более полное представление о водке. Допускать это или нет — дело родителей.
Вероятно, чиновникам невдомек, что Интернет — это не разновидность телевидения и даже не новое СМИ. В Интернете встречаются сайты-игры, сайты-книги, сайты-тусовки, сайты-магазины. На многих из них действительно попадается реклама. Разобраться, где на сайте реклама, а где нет, очень просто. Не сложнее, чем распознать рекламный щит на улице или рекламный ролик в радиопередаче. Интернет-реклама всегда представляет собой прямоугольные картинки, которые называются баннерами. Изображение бутылки где-либо на сайте эквивалентно бутылке на витрине, в кадре кинофильма или в частном фотоальбоме. Смотреть на нее или нет — личное дело посетителя этого сайта.
Другое дело — бутылка на рекламном баннере. Особенность баннеров в том, что, как правило, они попадают на сайты через так называемые баннерные сети. Владелец сайта заключает договор с сетью, а затем ни он, ни посетитель сайта не может предсказать, что именно будут рекламировать баннеры. Этот процесс эквивалентен рекламе на ТВ. Поэтому бутылки на баннере действительно быть не должно, строго в соответствии с законом о рекламе.