По мнению министерства, это вернет в казну миллиарды рублей, сейчас из-за непрозрачности продаж лома оседающие у посредников. На рынке ломозаготовки идею поддерживают, но источники в металлургической отрасли сомневаются, что Минэкономики одним документом удастся сделать прозрачным этот серый сектор.
Минэкономики опубликовало проект поправок к закону, регулирующему оборот лома и отходов черных и цветных металлов. Согласно проекту, госкорпорации, госкомпании, ГУПы и МУПы, а также компании, в капитале которых государству принадлежит более 50%, должны будут продавать весь производимый ими в процессе хозяйственной деятельности лом только через электронную торговую площадку. При этом организовывать торги сможет только компания, входящая в список юрлиц, допущенных к организации продаж государственного и муниципального имущества в электронной форме (всего шесть площадок), и в перечень юрлиц, допущенных к организации от лица РФ продажи приватизируемого федерального имущества (десять юрлиц). Оба списка пересекаются только по одному пункту: Российский аукционный дом (РАД). В РАД «Ъ» пояснили, что уже занимаются продажей лома, в том числе для Минобороны и ОАО РЖД, однако эта деятельность — на грани рентабельности.
Как сообщается в пояснительной записке, из-за непрозрачности, нерегламентированности и волюнтаризма процедур продажи «ведомственного» лома государство недополучает существенные средства. При годовом обороте рынка лома в 1 трлн руб. ломофонд на предприятиях с госучастием составляет одну десятую от общего объема. По черным металлам объем, приходящийся на госсектор,— не менее 3 млн тонн в год, оборот — от 32 млрд руб. в год, по цветным — от 500 тыс. тонн в год и 35 млрд руб. соответственно. «При средней рыночной стоимости тонны лома черных металлов 10 тыс. руб. и годовом обороте «ведомственного» лома и отходов черных и цветных металлов около 6 млн тонн (20% от рынка), государство ежегодно теряет миллиарды рублей»,— пишет Минэкономики.
Как пояснили «Ъ» в министерстве, госкомпании в таких изменениях заинтересованы, поскольку они направлены на извлечение реальной прибыли от реализации лома и ее сохранения в бюджете компании. «Будет предотвращено оседание прибыли у третьих лиц, не участвующих в сделках»,— говорят в Минэкономики. На практике встречаются случаи, объясняют там, когда лом и отходы металлов продаются по бросовым ценам, затем перепродаются по реальной стоимости, а государство недополучает налоговые отчисления ввиду непрозрачности продажи. «Задача проекта — перенаправить эту прибыль (несколько миллиардов рублей в год) в доход госкомпаний, уплачивающих налоги и дивиденды государству»,— говорят в Минэкономики.
Крупные ломообразующие госкомпании вчера затруднились дать комментарии. Ломозаготовители поддерживают документ. «Это создание цивилизованных правил, которые устраняют коррупционные схемы и повышают эффективность госкомпаний»,— говорит директор НП «НСРО «Руслом.Ком»» Виктор Ковшевный. Электронная торговля повысит прозрачность реализации лома, что приведет к дополнительным доходам бюджета от 3 млрд руб. в год, считает он. «Для ломозаготовителей это тоже хорошо, потому что прорваться к лому госпредприятий было очень сложно или невозможно,— отмечает он.— Например, лоты от Минобороны часто имели размер от 1 млрд руб. и сразу для всех объектов на территории России, поэтому средняя цена продажи была на 2-3 тыс. руб. за тонну меньше. Не говоря о том, что тендеры выигрывали ненадежные компании, которые не исполняли свои обязательства».
Потребители лома—металлургические компании не комментируют документ. Источники «Ъ» среди покупателей лома полагают, что на ценообразование этот документ повлияет незначительно либо никак. Один из них вообще сомневается, что этот документ удастся претворить в жизнь. «Рынок лома «высокопонятийный»»,— иронизирует он, дополняя, что попытка ввести на нем регулирование одним документом не увенчается успехом.