Челябинские металлурги предупреждают: нешуточное первоапрельское повышение стоимости металлопродукции последним не будет. По словам гендиректора Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова, в текущем году «продолжится устойчивый рост цен, хотя ожидать роста, аналогичного прошлогоднему, вряд ли приходится». Эксперты металлургического рынка придерживаются схожего мнения. По их версии, цены пока не выросли до максимальных значений, пик спроса на металлопродукцию придется на май, поэтому наиболее вероятно, что цены вырастут еще на 20-30%.
По данным агентства «Новый регион» (Челябинск), в первом квартале 2004 года рост цен на ряд видов металлопроката составил 33% по сравнению с ценами декабря 2003 года. С 1 апреля ведущее предприятие области — Магнитогорский металлургический комбинат — объявил о повышении цен на весь ассортимент продукции на 20-40%. Челябинский металлургический комбинат (АО «Мечел») с начала года повысил цены на металлопрокат в среднем на 10-30%.
По словам начальника отдела управления промышленности администрации Челябинской области Сергея Уфимцева, аналогичное повышение прошло и на других металлургических заводах Южного Урала. «Все отличие в том, что они широко об этом не объявляли, а прайсы на все виды продукции у них закрыты», — говорит Сергей Уфимцев.
По оценкам экспертов, более половины из тридцати металлургических предприятий Челябинской области в той или иной степени увеличили отпускные цены. Поводом для этого стал рост стоимости коксующегося угля и другого сырья, а также повышение тарифов естественных монополий. В связи с этим губернатор Челябинской области Петр Сумин даже написал письмо на имя премьера российского правительства Михаила Фрадкова с просьбой повлиять на угольщиков и ввести меры государственного регулирования на вывоз российского сырья (железной руды и коксующегося угля) за рубеж. Такое же письмо было отправлено на имя полномочного представителя президента Петра Латышева.
Впрочем, как отметил чиновник областного правительства Сергей Уфимцев, руководство области находится сегодня в двояком положении. Призывая остановить начавшийся рост цен в угледобывающей отрасли, администрация губернии ничего не имеет против дальнейшего повышения стоимости металлопродукции, так как экономическое благополучие металлургов — главное условие наполняемости областного бюджета.
Между тем, в других регионах, где металлургия не является основной отраслью промышленности, местные власти требуют введения государственного регулирования поставок за рубеж отечественного металлопроката. По официальной информации, сейчас за границу уходит две трети всей произведенной металлопродукции. При этом металлурги, пользуясь благоприятной конъюнктурой, пытаются привести цены на внутреннем рынке в соответствие с мировыми.
В этой связи российские машиностроители, трубники, автопроизводители уже заявили о том, что дальнейший рост цен на металлопродукцию может спровоцировать новый виток инфляции. Первыми подскочат в цене отечественные автомобили и недвижимость.
По прогнозам, безудержный рост стоимости проката приведет уже в этом году к 25%-ному росту отпускной цены автомобиля. Доля металла в российских машинах составляет не менее 80% — кроме кузова это еще и двигатель, подвеска и другие комплектующие. Цена «Волги» подскочит до 8 тысяч долларов, что сделает ее производство нерентабельным.
Крупнейшие российские застройщики также утверждают, что рост стоимости арматуры приведет к повышению цен на новые квартиры в среднем на 10-15 процентов. Это может поставить под удар существующие социальные программы доступного жилья для социально незащищенных слоев населения.
Потребители отечественного металлопроката утверждают, что «металлурги все равно не выйдут на 100-процентный экспорт своей продукции, однако из-за значительного повышения цен могут потерять внутренний рынок». Например, ОАО «АвтоВАЗ» просчитал ситуацию и уже делает пробные закупки проката в Южной Корее и других странах.
В своем письме на имя Фрадкова губернатор Сумин умолчал о сверхприбылях металлургов.
Опубликованно: 14 апреля 2004