18 июля президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в ходе оперативного совещания с руководителями компании сообщил о достигнутой с Федеральной службой по тарифам договоренности о доиндексации на 4% тарифов на грузовые перевозки, сообщает «АБН» со ссылкой на пресс-службу компании. «Принятое решение позволит ОАО «РЖД» получить около 9 млрд. дополнительных доходов, которые мы утрачивали в силу определенных макроэкономических процессов, происходящих в экономике, — заявил В. Якунин.
Глава РЖД отметил, что тарифы в последние годы индексируются исходя из потребительской инфляции, а на издержки компании воздействуют, прежде всего, цены промышленных производителей, которые растут опережающими темпами. Так, например, в прошлом году тарифы были проиндексированы, исходя из 10% расчетной инфляции, а фактический рост потребительских цен составил 11,7%. При этом оптовые цены в промышленности, оказывающие решающее воздействие на издержки ОАО «РЖД», возросли более чем на 24%. В результате рост общего ценового давления на издержки компании превысил 26%, более чем вдвое превысив индексацию, отметил В. Якунин. Кроме того, ОАО «РЖД» понесло миллиардные потери доходов (не предусмотренные утвержденным финансовым планом) из-за изменения структуры перевозок. В текущем году происходящие изменения макроэкономических факторов продолжают оказывать негативное влияние на выполнение утвержденных правительством РФ показателей финансового плана компании. Продолжающийся рост цен на потребляемые железными дорогами материальные ресурсы (продукции черной металлургии — до 40% за 5 месяцев 2005 г., мазута — в 2,3 раза, бензина — около 11%, угля — около 7%, дизельного топлива — свыше 5%), неизбежно ведет к более высоким темпам роста расходов по сравнению с утвержденным на текущий год планом.
Это означает, что уже в первой половине августа после соблюдения всех необходимых формальностей стоимость грузовых перевозок по железным дорогам возрастет.
Железнодорожников понять несложно: компании нужно компенсировать растущие издержки и падающие доходы от перевозок. Однако эффект от доиндексации тарифов может быть и отрицательным в случае, если экспортно-импортные грузы переключатся на порты. Но самое главное — подобные незапланированные повышения могут стать предпосылками к частичной отмене госрегулирования железнодорожных тарифов, за которую так ратуют железнодорожники.