Skip to content

Утилизация и переработка вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) в Японии

6 мин.

Опубликованно: 11 января 2022

лом и отходы металлов, Утилизация ВЭТС

Утилизация и переработка вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) в Японии

Япония входит в первую десятку стран мира по количеству автомобилей – это второй по величине автомобильный рынок в мире после США. Япония — страна с одними из самых протяженных автодорог в мире, общая длина которых превышает 1.2 миллиона километров, причем ежегодно японцам удается увеличивать протяженность дорог.

По состоянию на конец 2021 г. в Японии насчитывалось примерно 82 миллиона четырехколесных транспортных средств, или одна машина на каждые 1,5 человека, по сравнению со средним показателем в мире – одна машина на каждые 7,5 человека. Средний срок эксплуатации в Японии постепенно увеличивается — он составляет примерно 10,9 года для легковых автомобилей и 11,7 лет для грузовых автомобилей.

В Японии ежегодно утилизируют около пяти миллионов автомобилей. Автомобили, вышедшие из эксплуатации (ELV), по-прежнему считаются полезными ресурсами, содержащими ценные металлы и детали. Около миллиона из них экспортируются как подержанные автомобили, а остальные четыре миллиона отправляются от авто ритейлеров на авторазборку и на предприятия по переработке металлолома для повторного использования деталей и переработки.

Основными законами в Японии, регулирующими отходы, являются;

Закон об удалении отходов (1970 г.)

Закон о рекуперации и уничтожении фторуглеродов (2002 г.).

Правовая основа для вторичной переработки установлена ​​в Законе о содействии вторичной переработке ресурсов (1991 г.) и в основном законе о создании общества, основанного на вторичной переработке (2000 г.).

Закон о содействии повторному использованию ресурсов, принятый в 1991 году (пересмотренный в 2000 году как Закон о содействии эффективному использованию ресурсов), впервые ввел в закон концепцию повторного использования ресурсов, устанавливая политику «3R», то есть: Reduce, Reuse, and Recycle (снижение потребления, повторное использование, переработка) (2016 г.).

В дополнение к вышеупомянутым законам и постановлениям Япония приняла такие законы, как Закон о восстановлении и уничтожении фторуглеродов (фреонов) и Закон о содействии эффективному использованию ресурсов в отношении автомобильной промышленности. Тем не менее, именно Закон об утилизации транспортных средств с истекшим сроком службы имеет решающее значение (Принятый Министерством экономики в 2002 г.), который официально вступил в силу 1 января 2005 г. Именно этот закон был специально принят для утилизации автомобилей и утилизации отходов автомобильной промышленности. После вступления в силу Закона об утилизации транспортных средств с истекшим сроком службы была создана новая система утилизации ELV, которая вывела японскую отрасль сбора, разборки и утилизации автомобилей на новый этап развития.

В процессе утилизации авторазборщики сначала разбирают авто на части, извлекают детали двигателя, снимают компоненты кузова и электрические компоненты, которые составляют от 20 до 30 процентов веса подержанного автомобиля, для повторного использования и перепродажи в качестве б/у деталей. От 50 до 55 процентов деталей (по весу) транспортного средства не подлежат повторному использованию, включая некоторые компоненты двигателя, а также катализаторы, цветные металлы и шины; они отправляются на переработку в качестве сырья. В целом, от 75 до 80 процентов деталей (по весу) на автомобиль повторно используются или перерабатываются.

Закон об утилизации и уничтожении фторуглеродов требует, чтобы хладогенты, используемые в автомобильных кондиционерах, и гидравлические жидкости, а также подушки безопасности, которые могут взорваться, должны утилизироваться должным образом.

Остальные части, составляющие от 20 до 25 процентов веса автомобиля, раньше измельчались и захоранивались как шредерованные остатки. Однако в последние годы возникла необходимость в сокращении объемов полигонов, так как площади для захоронения промышленных отходов на территории Японии заканчиваются.

Кроме того, растет обеспокоенность тем, что существующая система переработки может рухнуть, потому что большинство предприятий по разборке автомобилей и компаний, занимающихся измельчением, страдают от падения своей прибыли из-за роста сборов за окончательную утилизацию. Существовали опасения, что надлежащая утилизация станет более сложной, а количество незаконной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств возрастет.

Закон об утилизации автомобилей, вышедших из эксплуатации, вступивший в силу 1 Января 2005 года, определяет роль производителей автомобилей и организаций, связанных с автомобилями, в утилизации ТС.

Предполагается использование существующей инфраструктуры для утилизации, закон в основном направлен на решение проблемы шредированных отходов, фторуглеродов (фреонов) и подушек безопасности, продвижение основы для надлежащей конкуренции, сведение к минимуму количества окончательных отходов, поступающих на свалки, и предотвращению незаконной утилизации ВЭТС.

Concept of the ELV Recycling Law
Concept of the ELV Recycling Law

Владельцы должны доставлять свои авто зарегистрированным предприятиям по сбору ВЭТС, которые поставляют их предприятиям по извлечению фторуглеродов и лицензированным предприятиям по разборке автомобилей. Последние удаляют из автомобилей подушки безопасности и другие части, подлежащие вторичной переработке. Оставшиеся кузова автомобилей доставляются на авторазборку и шредируются. Авторизованные автопроизводители получают шредированный лом, собранные пластики, хладогенты и подушки безопасности.

Участвующие в утилизации предприятия уполномочены министром экономики, торговли и промышленности и министром окружающей среды и зарегистрированы или лицензированы губернаторами префектур.

Внедрена система электронного учета (система для отслеживания и управления информацией о транспортных средствах), которая требует, чтобы предприятия, находящиеся на различных этапах утилизации автомобилей, отчитывались перед центром управления информацией всякий раз, когда между ними совершались соответствующие транзакции. Система обеспечивает интегрированное управление и надлежащую обработку соответствующей информации.

Утилизационный сбор оплачивается владельцами транспортных средств, как правило, в момент покупки. За транспортные средства, приобретенные до даты вступления закона в силу, сборы уплачиваются при первом ТО транспортного средства или при передаче транспортных средств на утилизацию (для которых не требуется ни регистрация, ни официальный техосмотр) компаниям, осуществляющим сбор ВЭТС. Хотя сборы за утилизацию устанавливаются и объявляются автопроизводителями, правительство издает рекомендации или распоряжения, когда сборы считаются нецелесообразными. Сборы за переработку находятся в ведении стороннего учреждения по управлению фондами.

Результаты.

В настоящее время вышедшие из эксплуатации транспортные средства поступают на 85 000 площадок, работают 22 000 компании по утилизации фторуглеродов, 5 800 компаний по демонтажу и 1 200 компаний по измельчению.

Утилизационный сбор зависит от типа транспортного средства и представляет собой сумму сборов за переработку фторуглеродов, подушек безопасности и шредирование, а также сборов за управление фондами и обработку информации в размере от 6 000 до 18 000 иен (около 51–153 долларов США).

Ежегодные показатели утилизации для шредированного лома были установлены законом на уровне 30 процентов в 2005 году, 50 процентов в 2010 году и 70 процентов в 2015 году. Уровень утилизации в 2005 финансовом году составлял в среднем 66 процентов в группе Nissan, Isuzu Motors и 57 процентов в Toyota и Honda. Это означает, что обе группы уже достигли цели 2010 года раньше времени.

Все шредерные отходы плавятся в новых печах SMI компанией Sumikin Recycle Co. Данные печи позволяют снизить выбросы СО2 и снизить выход шлаков, тем самым уменьшая объёмы неперерабатываемых отходов, и снижают нагрузку на полигоны.

Что касается переработки шин, по данным Японской ассоциации производителей автомобильных шин, из 1 022 000 тонн утилизованных шин в 2005 году 373 000 тонн были экспортированы, повторно использованы в качестве восстановленных покрышек или переработаны в резиновый материал или резиновую крошку, а 524 000 тонн были использованы в процессах термической переработки, таких как рафинирование, обжиг цемента и производство электроэнергии.

В результате усилий, предпринятых японскими производителями автомобилей, общий объем отходов автозаводов, предназначенных для захоронения, сократился.

Уже в 2005 году он впервые превысил план 2015 года в 10 000 тонн, сократившись более чем на 97% по сравнению с базовым уровнем 1990 года до 8000 тонн. В 2012 году заводские отходы составили 600 тонн, что свидетельствует не только о значительном снижении по сравнению с предыдущим годом, но и на 99,8% по сравнению с уровнем 1990 г. и, таким образом, значительно превысив цель 2015 г.

/Rusmet.ru, Дмитрий Стукалов, 11.01.2022/

 

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...