Главная опора тяжелой промышленности Украины – горно-металлургический комплекс — пошатнулась, грозя обрушением всем смежным отраслям, подпитывающимся за счет «кузнецов» инвестиционного и экономического благополучия страны. На сегодняшний день о кризисе в металлургии говорят уже не как об потенциальной угрозе, а уже как о реальности с небольшой историей. Если задолго до его возникновения и участники рынка, и эксперты использовали это слово для острастки – думай о внутреннем рынке и мягче проводи регуляторную политику, иначе наступит Кризис, – то сейчас «пугало ожило», набралось сил, и уже стало как-то банально говорить о кризисе без оценки его последствий. А плоды бездумной экспортной и промышленной политики сейчас пожинают все подотрасли украинского ГМК.
Симптомы болезни
Если говорить о локомотиве горно-металлургического комплекса – отрасли черной металлургии – то «черная жатва» предприятий, входящих в состав ПХО «Металлургпром», в мае составила (-)272 тыс. т чугуна, (-)320 тыс. т стали и (-)300 тыс. т проката от планового задания. За 15 дней июня недовыполнение плановых заданий ориентировочно достигает уже порядка 400 тыс. т по основным видам металлургической продукции (чугун, сталь, прокат). При таких темпах развития «болезни» отрасли годовой план в 40 млн.т. стали может быть недовыполнен миллионов на десять. Если оценивать объемы ущерба в деньгах, то только по причине снижения цен на мировых рынках украинская металлургия, ориентированная на экспорт, потеряла 326,1 млн. грн. В июне экспортеры металла могут потерять 975 млн. грн. прибыли.
Однако эти данные являются не единственной потерей промышленности. Вслед за локомотивом – металлургами — «под откос» направился вес состав – рудари, коксохимики, в меньшей степени угольщики. Приятным исключением, является ломозаготавливающая подотрасль, которая с удовольствием планирует перенаправить потоки собранного лома черных металлов на экспорт, что вызывает естественную зависть «упавших» металлургов и рударей.
Пока ГОКи не останавливают свое производство как это сделали металлурги затушив 11 домн, 10 мартенов и 2 конвертора. Однако данная перспектива является лишь вопросом времени, притом ближайшего. На данный момент, по словам заместителя председателя правления ассоциации горнорудных предприятий «Укррудпром» Юрия Путри, «украинские ГОКи увеличивают запасы железорудного сырья на складах, и в настоящее время их объемы достигают в совокупности всего около 2 млн. т ЖРС на складах в Украине, из которых только 600-700 т лежат невостребованными у металлургов». Эксперт также подчеркнул, что в июне заявки на поставку ЖРС снизились на 600 тыс. т, и это сырье, будучи нереализованным, также пойдет на склады, а в июле при тех же условиях объем запасов увеличится на 1 млн. т.
Оценивая ситуация, председатель правления ассоциации «Укррудпром» предположил, что горнорудным предприятиям после заполнения своих складов придется создавать полевые склады в надежде на рост производства металлопродукции и восстановление спроса на ЖРС. Но это также не исчерпывает проблемы: вслед за ГОКами, добывающими железную руду, искать место для своей продукции станут и флюсодобывающие горнорудные предприятия, производящие известняк и доломит.
Представители коксохимической промышленности, заполнив склады, решили не искать площадок для хранения своей продукции: только в мае суточное производство кокса снизилось на 10 тыс. т по сравнению с аналогичным месяцем 2004 г. Остатки углей на складах заводов уже перевалили за 1 млн. т, что является критичным для этой категории продукции. Если руда может «полежать» где угодно без каких-либо последствий, то сейчас коксохимики озабочены возможностью самовозгорания углей. Переоценить уровень катастрофы, которая при этом может случится, учитывая объемы запасов, достаточно сложно…
Эксперты предполагают, что в ближайшее время коксохимические заводы будут останавливаться, как это произошло в 90-х гг. В то время, в частности, были остановлены Горловский и Стахановский заводы.
Методы лечения
С той же поспешностью, как и в период, когда правительство пыталось решить проблемы смежников за счет ГМК, сейчас властные структуры сняли весь список тарифных «претензий» к ГМК, а также обязались ускорить процессы возмещения экспортного НДС и погашения былой задолженности. Так, на ближайшие три месяца Кабмин решил ввести мораторий на повышение цен на газ, электроэнергию, а также железнодорожных тарифов для металлургических предприятий. Кроме этого, учитывая потери от резкого укрепления гривны в апреле правительство также обязуется впредь согласовывать нюансы проведения валютно-курсовой политики с учетом целесообразности реализации экспортного потенциала ГМК.
Напомним, что из- снижения курса доллара Национальным банком украинский ГМК не досчитался 155,8 млн. грн. Повышение железнодорожных тарифов привело к дополнительным расходам в 114,8 млн. грн., рост цен на газ — 14,3 млн. грн., на электроэнергию — 4,4 млн. грн. Итого 289,3 млн. грн. Для ГМК, месячный оборот которого измеряется миллиардами гривен, данная цифра при неизменных условиях деятельности, безусловно, не стало бы критичной. Однако сейчас, когда считается каждая копейка, отрасль требует повсеместного участия и внимания.
В список «лекарств» от прогрессирующей болезни украинского ГМК теперь входит и «процедура» ускоренного возврата НДС. Сейчас решается вопрос в какие сроки бюджет вернет заимствованные средства от невозмещенного НДС в объемах 2 387 млн. гривен, из которых 940 млн. являются просроченным долгом.
Среди оригинальных «препаратов» Кабинета Министров можно отметить «оздоровительные поездки» на до сих пор запретные рынки Европейского Союза и США. В частности, Кабмин поручил Минэкономики, Министерству иностранных дел и Минпромполитики подать правительству пакет документов, необходимых для ускорения заключения соглашения между Украиной и Европейским Союзом о торговле прокатом на 2005-2006 годы. Правительство также поручило интенсифицировать переговоры с США с целью снятия ограничений при поставках в эту страну стального проката. Кроме того, Кабмин поручил Минэкономики, МИДу и Минпромполитики ускорить подписание соглашения с Россией о торговле трубами из черных металлов на 2005-2007 годы.
В отношении сырьевых отраслей специалисты предлагают не допускать конкуренции между отечественными производителями на внешних рыках, что приводит к снижению цен, т.к. убытки от сокращения объемов могут перерасти попросту в невыгодность внешних поставок вообще.
Вместе с тем, пока в традиционном — ручном — управлении правительство также пытается минимизировать сырьевой импорт для максимальной загрузки мощностей рудных и коксохимических предприятий. Однако при этом премьер-министр Украины Юлия Тимошенко напоминает, что в случае, если предприятия будут импортировать кокс, коксующийся уголь и железорудное сырье в объемах, превышающих необходимые (технические потребности), Кабмин рассмотрит вопрос о введении квотирования такого импорта. По сообщению одного из участников коксохимического рынка, «по 60 тыс. т кокса ежемесячно завозит из России только меткомбинат им. Ильича. «Криворожсталь» продолжает завозить алтайский кокс, что в настоящее время не работает на украинскую экономику.
Учитывая обозначенные проблемы, данное решение правительства в целом верное, только — а как же получение статуса страны с рыночной экономикой и вступление в ВТО осенью этого года? Запад, пусть не в таких масштабах, но также пострадавший от кризиса, вряд ли поймет наше «чистую» заботу о металлургах…
Необходимо отметить, что данные мероприятия, учитывая 80%-ную ориентацию на внешние рынки, вряд ли смогут что-либо кардинально изменить. США и Евросоюз, при всем политическом обаянии Тимошенко и Ющенко, вряд ли согласятся разместить у себя наши 10 млн. т. металла, которые планировали произвести украинские металлурги в этом году. Не добавляет оптимизма и то, как отметил заместитель министра промышленной политики Сергея Грищенко, что кризисная ситуация на внешних рынках металлопродукции может сохраниться до февраля следующего года.
Итак, сейчас отрасль, которая поставила на ноги всю отечественную промышленность, нуждается в поддержке «всем миром». Таким образом, Украина сможет добиться двойного эффекта – минимизировать потери ГМК и одновременно расширить внутренний рынок в большинстве сегментов металлопродукции, который, по сути, и «отомстил» украинскому ГМК за недостаточное внимание в недавнем прошлом.