Российские электродные заводы, контролируемые группой «Энергопром», намерены вернуться к плановой экономике советских времен — координировать свою производственную деятельность, сбытовую политику и инвестпрограммы. Это должно помочь заводам избежать конкуренции между собой и совместно привлечь инвестиции.
Ассоциация «Углеграфит» была создана в декабре 2001 г. Ее учредителями выступили предприятия, контролируемые компанией «Энергопром», — ОАО «Новочеркасский электродный завод», ОАО «Новосибирский электродный завод», ОАО «Челябинский электродный завод», ЗАО «Сибирский антрацит», а также ОАО «Углеродпром», ОАО «Уральский электродный институт» и ФГУП «НИИГрафит».
В России три крупных электродных завода — Новочеркасский (НЭЗ, оборот — $40 млн) , Новосибирский (НовЭЗ, $40 млн) и Челябинский ($30 млн). Контрольный пакет акций ЧЭЗа и НЭЗа принадлежит группе «Энергопром», а НовЭЗ эта компания контролирует в рамках процедуры внешнего управления. До последнего времени заводы конкурировали друг с другом, производя одну и ту же продукцию. Создав ассоциацию «Углеграфит», его учредители фактически пошли путем, который был в свое время определен Госпланом СССР, — по специализации предприятий. Это признает вице-президент «Энергопрома», председатель правления ассоциации Дмитрий Шатохин: «Для нас важно загрузить мощности заводов с учетом их специализации. У каждого из них есть своя ниша. В январе мы только начали эту работу».
Заводы уже договорились о разделении сфер интересов: НЭЗ сосредоточится на выпуске графитированных электродов для черной металлургии, НовЭЗ — для алюминиевой промышленности, Челябинский завод будет производить электроды диаметром от 200 мм и меньше.
Председатель наблюдательного совета ассоциации, гендиректор Новочеркасского электродного завода Владимир Фокин говорит, что возвращаться к более глубокой специализации заводов необходимо: «Переход только начался, он не будет быстрым, займет минимум два года, но это надо делать. Рынок углеродной продукции основательно перекроен и находится в тяжелом положении». Исполнительный директор Новосибирского электродного завода Виктор Пирогов отмечает, что координация работы в холдинге позволит повысить конкурентоспособность заводов.
Как сообщил Шатохин, в 2002 г. на электродных заводах «Углеграфита» было произведено продукции на 3,517 млрд руб. и реализовано на 3,554 млрд руб. Планы на 2003 г. предусматривают рост производства до 4,498 млрд руб. и реализации до 4,603 млрд руб. Объем инвестиций в электродные заводы в этом году составит около $16 млн. «По НЭЗу и ЧЭЗу инвестиции можно четко планировать. Сложнее с НовЭЗом — все зависит от того, как закончится процедура внешнего управления. Окончательный объем вложений в эти заводы мы утвердим в Челябинске в марте на очередном заседании ассоциации», — говорит Дмитрий Шатохин. По его словам, на этом же заседании планируется рассмотреть предложения о возможном юридическом объединении электродных заводов, входящих в ассоциацию, не став уточнять поступившие предложения.
В «СУАЛ-холдинге», ведущем борьбу с «Энергопромом» за контроль над «НовЭЗом», сомневаются, что новосибирский завод сможет стать полноправным участником какого-либо юридического объединения, пока там действует внешнее управление.
ИМПОРТ ДАВИТ НА ЗАВОДЫ
Российский рынок потребителей электродной продукции составляет $160 — 170 млн в год. Новосибирский и Новочеркасский заводы занимают примерно по 25% , еще 15% занимает Челябинский электродный завод. На импортные поставки приходится около 35% рынка.