В пермский моторный комплекс входят АО «Пермские моторы» (ПМ) , Пермский моторный завод (ПМЗ, производитель авиадвигателей ПC-90A и газотурбинных установок) , КБ «Авиадвигатель» (разработчик моторов) и ряд других компаний. Холдингу «Интеррос» принадлежит 25,027% акций ПМЗ, компании Aviam Holding (подконтрольна американской Pratt & Whitney) — 25,01%. Структурам АО «Технологии моторов» (ТМ) , близкого к «Газпрому», принадлежит еще 12,25%. Объем продаж ПМЗ в 2002 г. составил 3,2 млрд руб. , чистая прибыль — 81 млн руб.
«Интеррос» уже несколько лет пытается продать свои акции пермских предприятий. В конце 2000 г. холдинг предложил правительству создать на базе этих заводов новое АО, в котором 51% принадлежало бы государству. Но идея так и не была воплощена в жизнь. Весной 2002 г. «Интеррос» предлагал свои акции пермских заводов P&W, но тоже безуспешно.
Наконец, в середине февраля 2003 г. «Интеррос» заключил сделку с «Госинкор-холдингом» (теперь — группа «Гута») о продаже блокпакета акций «Авиадвигателя» и других активов пермского моторного комплекса. Поскольку покупателем акций «Авиадвигателя» выступила Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор) , указ о ликвидации которой был подписан президентом Путиным 6 февраля, эти активы подлежат передаче Минимуществу. Впоследствии, как отмечали стороны сделки, акции «Авиадвигателя» будут переданы «специализированной госструктуре», которая и будет управлять пермскими заводами.
Тогда же «Интеррос» и «Гута» заключили предварительное соглашение о продаже блокпакета акций ПМЗ. Однако по договору, подписанному еще в 1997 г. , право первоочередного выкупа этих акций у «Интерроса» имела Pratt & Whitney, которой и было направлено официальное предложение о выкупе.
Срок действия этой оферты истек в минувшую пятницу, 11 апреля. А в понедельник, как сообщил «Ведомостям» представитель «Интерроса», от Pratt & Whitney был получен официальный отказ от покупки акций ПМЗ. Теперь, как говорят в «Интерросе», вступает в силу предварительное соглашение о покупке этих акций структурами группы «Гута».
Пресс-секретарь группы «Гута» Василий Борисов сказал «Ведомостям», что теперь покупателем 25,027% акций ПМЗ выступит компания «Гута-инвест». Сумма сделки составит $25 млн. При этом представитель группы не смог прокомментировать, чем объясняется интерес «Гуты» к акциям моторного завода.
Источник, близкий к одному из акционеров ПМЗ, предположил, что «Гута», по сути, является правопреемником ликвидируемого Госинкора по сделке с «Интерросом». По его мнению, в дальнейшем эти акции ПМЗ также могут перейти Минимуществу и в итоге наряду с акциями «Авиадвигателя» оказаться под управлением специализированной госструктуры.
В роли такой госструктуры может выступить новое АО «Федеральный центр двигателестроения» (ФЦД). Создать ФЦД на базе пермских предприятий в начале этого года предложила компания «Технологии моторов». По сути, ТМ реанимирует предложение «Интерроса», не получившее развитие два года назад (меняется лишь состав участников). По замыслу ТМ 51% акций ФЦД должно получить государство, а другими соучредителями могут выступить сама ТМ, ее акционер «Газпром» и группа «Гута».
При этом американскую Pratt & Whitney, которой сейчас принадлежат блокирующие пакеты акций в «Авиадвигателе» и ПМЗ, не зовут в соучредители ФЦД. Ей предложено учредить с ФЦД на паритетных началах СП «Международные коммерческие моторы», куда бы P&W внесла свои акции в «Авиадвигателе» и ПМЗ, а российская сторона — права на интеллектуальную собственность (документацию на двигатель ПС-90-А и турбоустановку ГТУ-16 ПМ).
Однако, считает собеседник, близкий к акционеру ПМЗ, не исключен и другой вариант, при котором группа «Гута» сможет увеличить свой пакет в ПМЗ до контрольного. Для этого ей достаточно выкупить акции ПМЗ у P&W. Ни в группе «Гута», ни в американской компании возможность такой сделки не комментируют. Наталья Сорокина, пресс-секретарь московского офиса UTC (материнской корпорации P&W) , вчера не смогла прокомментировать причины отказа P&W от опциона с «Интерросом». По мнению одного из членов совета директоров ПМЗ, отказ был обусловлен «неблагоприятным для P&W инвестиционным климатом», возникшим в отношении предприятий пермского комплекса.