Разработчики нефтегазового проекта «Сахалин-2» завершили распределение контрактов на поставку труб для реализации второго этапа. Среди поставщиков оказался консорциум в составе японской Mitsui & Co Ltd. и Объединенной металлургической компании (ОМК).
«Сахалин-2» — первый в России проект, разрабатываемый в режиме СРП. Оператор проекта — компания Sakhalin Energy, ее участники — Shell Sakhalin Holdings (55%), Mitsui Sakhalin Holdings (25%) и Diamond Gas Sakhalin, «дочка» Mitsubishi (20%). В рамках проекта разрабатываются нефтяное Пильтун-Астохское и газовое Лунское месторождения. Их суммарные запасы — около 600 млн т нефти и 700 млрд куб. м газа.
Первый этап проекта «Сахалин-2» был завершен в 1999 г. — с тех пор на Пильтун-Астохском месторождении уже ведется добыча нефти. Второй этап предполагает дальнейшее освоение этого месторождения, а также разработку Лунского месторождения — добычу газа и конденсата там планируется начать в 2006 г.
В июле Sakhalin Energy уже подписала контракт с компаниями, которые будут строить два трубопровода — газовый и нефтяной, протяженностью более 700 км каждый. Победителем тендера стал международный консорциум из итальянской Saipem, английской AMEC, а также двух российских участников — «ЛУКОЙЛ-Нефтегазстроя» и «Старстроя».
И вот теперь Sakhalin Energy определилась с тем, кто станет поставщиком труб для газо- и нефтепровода. В пресс-релизе компании сообщается, что контракты подписаны с итальянской Ilva, японской Metal One, а также с консорциумом в составе Mitsui & Co Ltd. и Объединенной металлургической компании.
В пресс-службе ОМК «Ведомостям» пояснили, что в целом консорциум поставит 107 000 т труб, из них ОМК — 45 000 т. Ilva будет поставлять трубы диаметром 1200 мм для газопровода, Metal One станет поставщиком труб диаметром 48 дюймов. А российского-японский консорциум будет поставлять трубы диаметром 20 и 24 дюйма с трехслойным полиэтиленовым покрытием для нефтепровода протяженностью 740 км, который пройдет от Пильтун-Астохского месторождения к береговому терминалу на юге Сахалина.
Sakhalin Energy также подписала контракт с консорциумом в составе российского OOO «Транспромресурс» и японской Mitsubishi Corp. стоимостью $15 млн на строительство в порту Восточный нового завода, на котором на трубы будет наноситься специальное защитное покрытие. Пресс-секретарь Sakhalin Energy Иван Черняховский заявил «Ведомостям», что общие потребности второго этапа проекта «Сахалин-2» в трубах составляют 500 000 т и с учетом уже имеющихся контрактов с японскими и итальянскими компаниями поставки ОМК позволят полностью удовлетворить потребности проекта «Сахалин-2» в трубах. Называть сумму контракта с ОМК он не стал.
Факт соглашения с ОМК «Ведомостям» подтвердили в московском офисе Mitsui. Представитель компании уточнил, что поставщиком труб со стороны ОМК станет Выксунский металлургический завод. В прошлом году он произвел 742 900 т труб.
Аналитик «Тройки Диалог» Василий Николаев считает, что трубный контракт для «Сахалина-2» является крупным и выгодным для завода. Он напоминает, что в свое время российские компании вообще не были уверены в том, что смогут стать поставщиками труб для этого проекта.
В пресс-службе ОМК говорят, что в создание производства труб, соответствующих требованиям сахалинских и других международных проектов, было вложено $50 млн.
В пресс-службе Челябинского трубопрокатного завода «Ведомостям» сообщили, что завод не принимал участия в тендере, так как подготовка к нему началась в тот период, когда ЧТПЗ еще входил в состав ОМК. А вот замгендиректора по маркетингу Трубной металлургической компании (ТМК) Сергей Билан сказал, что ТМК участвовала в тендере, но ее не устроили его условия. «Мы не готовы поставлять свою продукцию по цене ниже себестоимости, сегодня наши трубы востребованы, и мы можем отказаться от невыгодных поставок. А вот наши конкуренты откровенно демпинговали, чтобы получить этот контракт», — заявил Билан. В ТМК недовольны политикой акционеров Sakhalin Energy в отношении потенциальных поставщиков продукции и услуг. «Они [операторы сахалинского проекта] говорят о необходимости привлечения российских производителей к участию в проекте, но при этом на первых этапах создают массу препятствий — прежде всего в плане технических требований», — говорит Сергей Билан.