В Уральском государственном горно-геологическомуниверситете прошла международная научно-практическая конференция,посвященная современным технологиям поиска и разведки полезныхископаемых. Главный вопрос, вынесенный на повестку, — пути реализациимасштабного проекта «Урал промышленный – Урал полярный». В эти же дни85-летний юбилей отмечает старейшая кафедра УГГГУ — геологии, поисков иразведки месторождений полезных ископаемых. Именно она внесла (и сейчасактивно работает над этим) огромный вклад в освоение Полярного Урала.
Что будут добывать на Полярном Урале, какие цели должны ставитьперед собой разработчики «Урала промышленного – Урала полярного», как,когда и кто осваивал этот регион, где пройдет железная дорога в интервью рассказал заведующийкафедрой геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемыхУГГГУ, научный руководитель Северной экспедиции на Полярном УралеВладимир Душин.
Вопрос: Можно ли сейчас сказать, за какими полезными ископаемыми будущее Полярного Урала?
Владимир Душин:Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть несколько факторов.Во-первых, геология – специфическая наука. Для геолога сказать, чтотерритория не перспективна – это большая ответственность, для этогонеобходимо обладать гораздо большейинформацией, чем, например, для того, чтобы заявить, что на территории(любой) что-то есть. Потому что отрицание – это всегда закрытиетерритории на очень большой срок. Вторая сторона вопроса – изученностьтерритории. Нельзя забывать, что территория Среднего Урала и СеверногоУрала, допустим, Свердловская и Челябинская области, изучены в десяткираз интенсивней территории Полярного и Приполярного Урала. По разнымоценкам на Полярном Урале один – два погонных метра бурения на км2, тогда как на Среднем Урале – это десятки и сотни метров. Активные исследования на Среднем Урале ведутся с петровских времен.
Полярный и Приполярный Урал – это «терра инкогнито» с точки зрения полезных ископаемых. |
Для справки: Душин Владимир Александрович. Родился7 августа 1947 г в Норильске. Специалист в области геологии, магматизмаи металлогении подвижных поясов; доктор геолого-минералогических наук,профессор. Окончил Свердловский горный по специальности «Геология иразведка месторождений редких и радиоактивных металлов», горныйинженер-геолог. После окончания института работал в геологоразведочнойпартии № 53 Березовской экспедиции первого главного геологоразведочногоуправления министерства геологии СССР (1970-1973). Автор и соавторметаллогенических, прогнозно-металлогенетических карт и картмагматических формаций. Разрабатывает концепцию геодинамическогоразвития и металлогении Арктического сегмента Евразии, изучаетглубинное строение Западно-Сибирской плиты и Большеземельской тундры,проводит специализированные исследования по проблемам развитияминерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономныхокругов. Член УМО по высшему геологическому образованию, Уральскогорегионального экспертного совета, редколлегии ПГО «Полярноуралгеология»по составлению сводных геологических и металлогенических карт Награждензнаком «Отличник разведки недр», «Почетный разведчик недр», заслуженныйработник высшей школы РФ. С 1986 г по настоящее время – научныйруководитель Северной экспедиции. Заведующий кафедрой геологии, поискови разведки месторождений полезных ископаемых УГГГУ.
Вопрос: Какие цели и задачи, на Ваш взгляд, сейчас стоят перед разработчиками проекта?
Владимир Душин: Сейчас в этом регионе необходимаразведка, которая, естественно, требует больших капиталовложений. И»Урал промышленный – Урал полярный» – это транспортная структура,которая преследует несколько целей, одна из которых – созданиесырьевого задела для отраслей, в том числе металлургических иэнергетических, Среднего и Южного Урала – нашего промышленного»сердца». И железнодорожная ветка, параллельно которой пойдет иавтомобильная дорога, преследует и эту цель. Другая цель – этобезопасность страны, в том числе и энергетическая. К тому же это выходк океану, выход к газовой, газоконденсатной и нефтяной энергетике,месторождениям, расположенным на шельфе арктических морей. Плюсвовлечение уже сейчас имеющихся печерских углей, отрабатываемых еще своенных времен.
Чтокасается месторождений железных, хромовых и марганцевых руд, то,например, марганцевые месторождения уже начали разрабатываться, добычутам, если я не ошибаюсь, довели до 400-600 тыс. т. И сейчас потоки идутпо ветке Лабытнанги – Котлас – Киров – Екатеринбург. Как говорят, семьверст киселя хлебать. Пока объемы не очень велики, но дальше они будутвозрастать, и, естественно, строительство дороги будет оправдано.
Ненадо также забывать, что к югу от месторождения Центрального есть массарудопроявлений и проявлений минерализации тех же хромитовых руд,которые весьма выгодно отличаются от всех других проявлений в томплане, что его перспективы очень высоки и интересны. И они находятся взоне влияния проектируемой ветки. На самом севере есть месторожденияжелезных руд.
В 50-е годы эти запасы разведывались, и сейчас,благодаря новым технологиям, новым аэрогеофизическим и наземнымгеофизическим данным, можно получить новую информацию о полезныхископаемых и их объемах. |
Вопрос: Можно ли говорить о каких-то конкретныхсроках начала добычи на Полярном Урале? Сколько времени проходит отначала разведки до начала промышленной добычи?
Владимир Душин: Технологии и механизмывыигрывания конкурса на ведение работ, получение лицензии, защита ипрохождение экспертизы проекта «убивают» много времени. Поэтомубыстрого, моментального результата здесь не получится. Это не мелкиезолотые «рассыпушки», где можно за сезон работы получить прибыль. Здесьнужны серьезные региональные работы: обобщение, оценка и разведка.
Вообще,по срокам есть статистика. Например, такое ликвидное полезноеископаемое как алмазы. С момента находок до разработки проходит неменее десяти лет. В отношении железных руд это время увеличивается.Вот, к примеру, Качканар. Геологи знали о нем еще в 30-е годы, аразработку начали в конце 50-х.
Конечно, сейчас ситуация изменилась: мы обладаем другими технологиями, ресурсами. Но все равно это многие годы.
Вопрос: Уже более 30 лет Северная экспедиция работает на Полярном Урале. А когда вообще началось освоение этого региона.
Владимир Душин: Первые сведения появились еще вдопетровские времена. Затем были экспедиции географического общества вначале и середине XIX века, волна исследований в 1905-1909 годах:экспедиции братьев Кузнецовых, Паласовские экспедиции. Это были первыегеографические и геологические экспедиции.
Вопрос:Строительство железной и автомобильной дорог – проект, требующийсерьезного изучения почв. С какими сложностями предстоит столкнутьсястроителям при прокладке железнодорожного и асфальтового полотна?
Владимир Душин: По моей информации, есть пять илишесть вариантов прокладки железной дороги. Вообще история этой ветки невчера началась. Еще в 60-е годы тоже была программа, которой активнозанимался институт экономики, и наша академия подключалась, и академиянаук в целом. Тоже были разговоры и споры: прокладывать дорогу позападному склону Урала или по восточному. Тогда «повезло» западномусклону, а работы на востоке отложили.
Как я уже сказал, сейчассуществует несколько вариантов прокладки дороги, и каждый из них имеетсвои преимущества и недостатки. Первый вариант: прокладка ближе кгорам, по предгорному плато. Там очень хорошее основание, но массаистоков рек, которые требуют наведения мостов. Но, опять же, на твердомосновании мосты строить легко. Если проводить дорогу по средней части,то там грунт будет уже несколько иной. Но зато он будет ближе к руднымобъектам. Есть еще вариант прокладки железной дороги вообще вдоль Оби,по низине западносибирской плиты. Но это, во-первых, очень далеко отобъектов интереса, то есть месторождений. А во-вторых, сам грунт неочень хороший и долина реки Оби – весьма серьезный природный объект,который требует внимательного отношения.
Мне кажется, что самый оптимальный вариант – ближе кгорам. Мы с институтом экономики, НПЦ «Мониторинг» (ХМАО) идепартаментом природных ресурсов ХМАО работали над этим вопросом, ипришли именно к такому выводу. |
Вопрос: С какими проблемами приходится сталкиваться специалистам при освоении и разведке на Полярном Урале?
Владимир Душин:
Для справки: Старт осуществлению грандиозногопроекта по созданию новой минерально-сырьевой базы уральскойпромышленности на Полярном и Приполярном Урале был дан на совещании посоциально-экономическому развитию УрФО в мае 2005 г в Челябинске. Наэтом совещании Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что задачаразвития транспортной инфраструктуры страны является национальнымприоритетом, ее эффективность напрямую влияет на темпы экономическогороста. Поэтому развитие транспортной системы в Уральском округе должноотвечать долгосрочным интересам всей российской экономики.
Прогнозныйпотенциал по хромовым рудам оценивается здесь в 850 млн т.Подготовленная сырьевая база позволяет добывать порядка 1,5 млн тхромовых руд в год, что в перспективе позволит полностью обеспечитьотечественным сырьем всю ферросплавную промышленность страны.
Исследованияпоследних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране и попрогнозному ресурсному потенциалу марганцевых руд. По некоторымоценкам, он превышает 1 млрд т. А годовая потребность промышленностиРоссии оценивается всего в 5 млн т.
Проведенные в ограниченномобъеме поисковые, геологоразведочные работы на медь уже позволяютоценить прогнозный ресурсный потенциал Полярного и Приполярного Урала в17 млн т меди при годовой потребности всей промышленности России в 1,4млн т.
НаПолярном Урале уже разведано Софроновское месторождение фосфоритов,руды которого являются богатейшими среди российских аналогов.Геологические предпосылки дают основание уверенно прогнозировать здесьеще 10, подобных Софроновскому, месторождений. Общие ресурсы регионапревышают 500 млн т. И это в перспективе позволит в значительнойстепени ликвидировать дефицит данного вида сырья в России, потребностикоторой оцениваются сегодня примерно в 8,4 млн т.
Прогнозныйжелезорудный потенциал Полярного и Приполярного Урала оценивается в 5,6млрд т. На Полярном и Приполярном Урале подтверждены запасы хромитов,свинца, золота, редких металлов, пьезооптического кварцевого сырья вразы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений.Так, в пределах Полярного Урала прогнозные ресурсы бокситов оцениваютсяв 1,2 млрд т. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала могутдостичь 0,5 млн т.
На Приполярном и Полярном Урале возможнарентабельная разработка энергетических углей, их прогнозные ресурсы -25,5 млрд т. Они являются более качественными, чем импортные -экибастузские.
С высокой степенью вероятности учеными даныпрогнозные оценки масштабных ресурсов угля, бокситов, цинка,вольфрам-молибденовых руд, горно-технического сырья (бариты),минеральных удобрений (фосфориты), керамического и огнеупорного сырья,камнесамоцветов, строительных материалов, бентонитовых глин.
Поданным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезныхископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот врезультате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка$290 млрд. При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открываютсявозможности создания новой горнорудной базы России, способнойобеспечить потребности российской промышленности на период до 2050 г идалее.
Во-первых, это удаленность территории. Здесь чистоэкономические проблемы. Удаленность от инфраструктуры. Во-вторых, этоклиматические условия. И нельзя забывать о том, что на Полярном иПриполярном Урале масса родовых угодий. Важным является и тообстоятельство, что в этом регионе много нерестовых рек. То есть уразработчиков должны быть природоохранные технологии. Кроме того,бурение возможно только в зимний период.