Страховые компании обнаружили новую угрозу своему бизнесу. На рынке появились фальшивые полисы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) на настоящих бланках, которые, как подозревают страховщики, могли быть украдены или проданы агентами самих компаний.
Первым о фальшивках заговорил гендиректор «РОСНО» Леонид Меламед, по информации которого этой проблемой уже занимается МВД. Меламед описал и схему мошенничества: агенты страховых компаний вместо реального страхования автомобилистам продают «долларов за десять-двадцать» заполненный бланк полиса, наличие которого позволяет пройти регистрацию автомобиля в ГАИ и техосмотр. По его версии, полисы также могли быть украдены. При этом бланки проходят как утерянные и списываются страховщиками, а автомобилисты остаются незастрахованными. Глава «РОСНО» считает, что в некоторых случаях агенты страховых компаний продают бланки с ведома руководства.
Выявить такое мошенничество очень сложно: покупатель подделки может не обращаться в страховую компанию, а ГАИ, по мнению Меламеда, не сможет, да и не будет проверять номера полисов у каждого автомобилиста.
В МВД «Ведомостям» не удалось подтвердить информацию Меламеда, но страховщики утверждают, что подтверждают наличие проблемы. Правда, точных данных о масштабах фальсификации договоров страхования с помощью настоящих бланков нет. Гендиректор Национальной страховой группы и глава комитета по борьбе с мошенничеством в Российском союзе автостраховщиков (РСА) Юрий Решетняк говорит, что в первые дни после вступления в силу закона ОСАГО, ГАИ зарегистрировала около 100 обращений по поводу фальшивых полисов. По мнению гендиректора «РЕСО-Гарантии» Сергея Саркисова, такое мошенничество может быть развито в крупных компаниях, у которых нет электронных систем учета проданных полисов.
«Это не российское изобретение, — отмечает Меламед. — Через подобный опыт проходили все страны Восточной Европы, где вводился закон об обязательном страховании автогражданки».
Страховщики опасаются, что новый вид мошенничества примет серьезный размах и навредит реальному бизнесу. Поэтому ищут «противоядие». Меламед обратился в РСА и предложил штрафовать страховщиков за пропавшие или утерянные бланки полисов и перечислять эти деньги в пользу союза. Штраф, по его мнению, должен составить около $30 — это половина средней стоимости страховки. «Если повысить ответственность за бланки полисов, страховые компании будут более щепетильны», — уверен Меламед.
Саркисов считает, что основной способ борьбы с «пропавшими» полисами — строгий контроль с помощью информационных систем, а также штрафы, но не страховщиков, а агентов — «вплоть до возбуждения уголовных дел».
По мнению бывшего гендиректора «РОСНО», а ныне президента РСА Евгения Кургина, сейчас страховые компании вряд ли пойдут на внедрение системы штрафов, предложенной Меламедом. Но он пообещал рассмотреть письмо нынешнего гендиректора «РОСНО».
Пока же РСА предпринимает превентивные меры против мошенников. По словам Решетняка, союз уже отпечатал плакаты, информирующие автовладельцев о том, какой комплект документов надо получать у страхового агента. Помимо полиса это квитанция об уплате взноса, правила страхования и список представительств и филиалов компании по всем регионам России. «Мы выпускаем плакат, чтобы было понятно, что и как надо делать. Если же автовладелец сознательно пошел на покупку бланка или фальшивого полиса, он явно соучастник мошенничества. А это до четырех лет тюрьмы», — предупреждает Решетняк.
КАК ПОБЕДИТЬ МОШЕННИКОВ
Если с «пропажами» полисов страховщики пока не знают, как бороться, то мошенников-автолюбителей они уже научились выявлять. По словам Решетняка, в начале недели около 20 страховщиков из РСА окончательно согласовали принципы формирования базы данных по подозрительным страховым случаям. Страховые компании будут направлять в РСА данные об обстоятельствах ДТП, его участниках и получающих выплату лицах. Совпадения помогут выявить недобросовестных клиентов. Решетняк говорит, что система выявления мошенников уже работает.