Реализация
этой сделки сделает US Steel крупнейшим в США производителем стальных
труб с производственной мощностью свыше 2,5 млн. тонн в год, из которых
1,13 млн. тонн придется на объекты Lone Star Steel. Большая часть этого
объема придется на нефтегазовые трубы, потребление которых в США
составило в прошлом году более 4,5 млн. тонн — на 35% больше, чем всего два года тому назад.
Руководство
US Steel считает американский рынок труб весьма перспективным и не
собирается останавливаться на приобретении Lone Star Steel. На прошлой
неделе компания также согласилась войти в состав совместного
предприятия по строительству трубопрокатного завода в Калифорнии.
Стоимость проекта оценивается в 93 млн. долларов, его участниками,
помимо US Steel, которой будет принадлежать 35% акций, являются
корейские Posco (тоже 35%) и SeAH Steel (30%). Предприятие будет
ежегодно изготовлять 270 тыс. тонн высококачественных труб для
нефтепроводов, а свою работу оно может начать уже в конце 2008 года.
По
данным аналитиков, реализация данного проекта укрепит позиции Posco в
качестве третьего по величине в мире производителя стальной продукции,
однако на это место в мировом рейтинге претендует и китайская Baosteel.
Как заявил ее новый генеральный директор Ай Баоцзюнь, к 2012 году лидер
китайской металлургии намерен увеличить свои производственные мощности
до 50 млн. тонн в год за счет поглощений (в том числе за рубежом) и
строительства новых предприятий. В прошлом году выплавка стали на
заводах Baosteel составила 21,74 млн. тонн. Posco, правда, планирует
дойти до уровня 60 млн. тонн в год, но к 2030 году.
Безусловно,
Китай быстрее всех наращивает производство стали, однако местные
предприятия не входят в число мировых лидеров ни по прибыльности, ни по
эффективности. У той же Baosteel чистая прибыль в прошлом году
составила 13 млрд. юаней (1,68 млрд. долларов). В то же время, по
данным консалтинговой компании Integer Research наиболее прибыльными
сталелитейными предприятиями в мире являются индийская Tata Steel,
некоторые бразильские компании, а также российские “Северсталь”,
“ЕвразГрупп” и НЛМК. Новолипецкий комбинат при этом был признан
глобальным лидером с долей чистой прибыли в 31% от оборота. Как
отмечают специалисты Integer Research, основное преимущество индийских,
бразильских и российских металлургов заключается в их вертикальной
интегрированности, что дает им доступ к недорогому сырью.
Китайская партия отложена
Китайское
правительство отложило принятие решения об отмене возврата НДС
экспортерам большинства видов готовой стальной продукции. Введение
нового порядка ожидалось с 1 апреля, но вместо этого власти заявили,
что объявят свой вердикт во второй половине апреля или в начале мая.
Тем не менее правительство в очередной раз объявило, что намерено
поспособствовать сокращению экспорта стали, а также готово принять меры
по сокращению избыточных мощностей. Так, только в этом году планируется
закрыть мелкие предприятия, оснащенные доменными печами объемом менее
200 или 300 куб. м и менее чем 20-тонными конвертерами. Их общая
производительность оценивается в 30 млн. тонн чугуна и 35 млн. тонн
стали в год. Правда, настораживает, что аналогичные заявления китайские
власти делают уже несколько лет подряд, а воз, как говорится, и ныне
там.
Тем временем, цены на длинномерную
продукцию в Восточной Азии, по мнению аналитиков, уже достигли своего
пика. В частности, китайским компаниям пока не удается увеличить
стоимость заготовок до более 500-510 долларов за тонну C&F для
сорта Q235 и 510-520 долларов за тонну C&F для 20 MnSi. Арматура на
рынках Тайваня и Кореи котируется по 550-570 долларов за тонну ex-works
в местных валютах, хотя на экспорт в США она отправляется по 580-600
долларов за тонну FOB .
На рынке листовой стали
в Восточной Азии происходит осторожное повышение цен. Стоимость
горячекатаных рулонов находится в интервале 480-530 долларов за тонну
FOB, причем перспективы на второй квартал оцениваются как не очень
радужные. Например, японская компания JFE Steel согласилась поставлять
горячекатаные рулоны корейским производителям холодного проката по
500 долларов за тонну FOB в мае и 520 долларов за тонну FOB в
июне-июле. Впрочем, представители JFE надеются, что в августе цены
удастся поднять на большую высоту. В то же время, российские компании
предлагают азиатским клиентам слябы по 550-580 долларов за тонну
C&F, мотивируя столь высокие для данного региона цены подъемом
европейского и американского рынков, где отмечаются как раз такая
стоимость полуфабрикатов. Повышенным спросом в регионе пользуется
только толстолистовая сталь, особенно судостроительного назначения.
Китайская продукция предлагается уже по июньским контрактам и по ценам
от 700 до 720-730 долларов за тонну C&F.
На
Ближнем Востоке тоже появились признаки насыщения рынка конструкционной
стали, тем более, что металлолом в Средиземноморье в последнее время
подешевел. Так, турецкая арматура пока стабилизировалась на уровне
630-640 долларов за тонну FOB, украинская котируется на уровне 570-600
долларов за тонну FOB по майским контрактам.
Зато
в странах ЕС длинномерный прокат продолжает дорожать. Самые высокие
цены в настоящее время в странах Центральной и Восточной Европы —
до 620 евро за тонну с доставкой. В странах западной части континента
местные предприятия продают арматуру по 570-600 евро за тонну с
доставкой, а катанку для производства крепежа — по 530-600 евро за
тонну. Впрочем, по мнению аналитиков, рынок уже близок к достижению
пика, если уже не достиг его. То же самое происходит и в США, где
стоимость арматуры на местном рынке достигла 620-630 долларов за
короткую тонну (907 кг) ex-works. Впрочем, импортная продукция на
условиях CIF котируется дешевле всего в среднем на 10 долларов за
короткую тонну.
На рынке листовой стали в
западных странах ситуация пока неопределенная. Потребители и
производители решают, состоится ли в полном размере повышение цен,
объявленное металлургами на второй квартал, или последним придется
умерить аппетиты.
Последствия индийской инициативы
Решение
индийского правительства о введении экспортной пошлины на железную
руду, которое должно было вступить в силу с 1 апреля, до сих пор
остается темой номер один для участников рынка. Так, австралийская
компания BHP Billiton предупредила, что, если Китай действительно
сократит импорт индийской руды после ее неминуемого подорожания,
дисбаланс на мировом рынке значительно возрастет, что приведет к
серьезным негативным последствиям. Как отмечает BHP Billiton, и она
сама, и другие крупнейшие экспортеры реализуют проекты по
расширению производства сырья, но все это требует времени, тогда как
компенсировать недопоставки из Индии придется уже в текущем году.
В
этой ситуации растет привлекательность долгосрочных контрактов.
Китайская Baosteel заключила соглашение с австралийской Fortescue
Metals Group (FMG) на приобретение в течение 10 лет по 5 млн. тонн руды
в год. Если FMG, которая к 2009 году планирует довести добычу до 45
млн. тонн, реализует проект по дальнейшему наращиванию мощностей до 110
млн. тонн в год, Baosteel зарезервировала за собой право дополнительно
приобретать по 11-15 млн. тонн в год. Пока основная проблема для FMG
заключается в отсутствии возможности доставлять добытое сырье в порты,
так что компания сейчас усиленными темпами строит железную дорогу от
месторождений к побережью.
Как правило,
многолетние контракты с поставщиками железной руды заключают крупные
металлургические компании. Однако в начале апреля такое соглашение
подписал китайский производитель чугунных труб и фитингов Xinxing
Ductile Iron Pipes с мощностями в размере 550 тыс. тонн готовой
продукции в год. Бразильская CVRD с 2007 по 2011 год будет поставлять
этой компании по 900 тыс. тонн руды в год.
Между
тем в самой Индии, заварившей такую горячую кашу на мировом рынке
железной руды, все сильнее призывы к пересмотру непопулярного решения.
В парламенте страны обсуждаются две альтернативные возможности
смягчение ограничений: уменьшение пошлины вдвое, от 300 до 150 рупий
(менее 3,5 долларов) за тонну или введение ступенчатого тарифа в
зависимости от качества экспортируемого сырья. Предполагалось, что
парламентарии вынесут свой вердикт до начала нового финансового года —
1 апреля, но никакого решения так и не было принято. Зато вовсю
заседает свежесозданная парламентская комиссия, которой поручено
обсудить этот животрепещущий вопрос.
На рынке
металлолома цены тем временем отступили. В Азии материал HMS №1
подешевел от более 370 долларов за тонну C&F в конце марта до около
365 долларов за тонну C&F, а в Турции стоимость российского и
украинского 3А сократилась до 350 долларов за тонну C&F. По словам
аналитиков, цены сбили потребители, резко сократившие закупки лома
после создания достаточных запасов.
Тем не
менее стоимость металлолома все равно остается исключительно высокой. К
тому же цены на лом в США в апреле лишь незначительно уменьшились по
сравнению с мартом, а в ЕС и вовсе остались на прежнем уровне.