Предполагается, что 80-90% затрат, оцениваемых в 3-4 млрд. долларов, профинансирует китайская сторона.
CVRDи Baosteel еще в 2003 году договорились о строительстве несколькоменьшего по масштабам предприятия на севере Бразилии, в штате Мараньян,но все эти годы проект никак не мог сдвинуться с места из-за проволочекс местными властями. Зато администрация штата Эспириту-Санту ужепредоставила площадку для будущего комбината, так что его строительствуничто не мешает.
Индийская компания JSW Steel,относящаяся ко “второму эшелону” металлургической промышленностистраны, конкретизировала свои планы модернизации своего заводаVijayanagar мощностью 3,8 млн. тонн в год. На первой стадии проекта(2007-2008 годы) компания собирается увеличить производительностьзавода до 7 млн. тонн в год и одновременно расширить добычу железнойруды на каптивном ГОКе от 1 млн. до 2 млн. тонн в год. А к 2010 году встрой будет введена вторая очередь, после чего на Vijayanagar будетвыплавляться до 10 млн. тонн стали в год. Правда, при этом JSW увеличитсвою зависимость от внешних источников сырья.
Корейскаякорпорация Posco приняла решение о вложении около 2 млрд. долларов вудвоение своих мощностей по выпуску толстолистовой стали. К 2011 годуони возрастут от нынешних 3,5 млн. до около 7 млн. тонн в год. Пословам представителей Posco, спрос на толстый лист (особенносудостроительного назначения) быстро расширяется по всей ВосточнойАзии. Только корейская Hyundai Heavy Industries, крупнейшаясудостроительная компания мира, планирует к 2010 году увеличитьпотребление данной продукции от 9 млн. тонн в 2006 году до 13 млн.тонн.
В ОАЭ о намерении построить новыепредприятия объявили Gulf Steel и Star Steel International. Перваябудет строить прокатный стан производительностью 400 тыс. тонн в год ирассчитывает, что компания Siemens Metals Technologies построит его кначалу 2009 года, вторая выдала заказ Siemens VAI на сооружение ксередине 2009 года полноценного мини-завода на 800 тыс. тонн в год.Предприятие будет снабжать полуфабрикатами уже действующие прокатныемощности Star Steel International на 600 тыс. тонн арматуры в год.
Мини-заводStar Steel International будет использовать в качестве сырьяметаллолом, хотя австралийская Grange Resources и японская Sojitzанонсировали план строительства в тех же ОАЭ к середине 2009 годазавода по выпуску окатышей. Правда, у этого предприятия и так будетдостаточно потребителей, например, Emirates Iron & Steel, котораятоже собирается к лету 2009 года построить металлургический комбинат на800 тыс. тонн заготовок в год.
Не обошлось,естественно, и без китайских компаний. Yuanbaoshan Industry хочетустановить на своем предприятии линию по выпуску 1,2 млн. тоннтолстолистовой стали в год, для которой на первой стадии будутиспользоваться покупные полуфабрикаты, а Jiyuan Iron & Steel Groupсобирается обзавестись мощностями по ежегодному выпуску 600 тыс. тоннсортового проката для машиностроения.
Между темпровалом завершились переговоры между китайскими властями и Европейскойкомиссией по регулированию поставок китайской стали в Европу.Представители ЕС не верят, что правительство КНР реально сможетограничить объемы поставок, оцениваемые на текущий год в 10-12 млн.тонн. К сентябрю европейские металлурги планируют подготовитьантидемпинговые иски — пока против китайских поставщиков арматуры,горячекатаных рулонов и холоднокатаных нержавеющих рулонов. При этоммаржа для арматуры, по предварительным данным, составляет до 133%.
Стали много, денег мало
Производителямстальной продукции опять приходится понижать цены. Негативное влияниена них оказывают все те же факторы — избыток предложения при невысокомспросе, избыточные запасы у потребителей, летний спад деловойактивности. Так как все эти тенденции не изменятся, по меньшей мере, доконца лета, экспортерам остается только ждать и понемногу сбавлять ценыпод давлением со стороны покупателей.
Всередине июля подешевели, в частности, заготовки из стран СНГ.Российские и украинские производители предлагают их по 470-480 долларов за тонну FOB, что на 10 долларов за тонну ниже, чем в серединемесяца. По крайней мере, это дает возможность находить сбыт, посколькуконкуренты котируют свои полуфабрикаты гораздо дороже. Так, турецкиезаготовки стоят не менее 500-520 долларов за тонну FOB, а китайскиекомпании указывают цены на свою продукцию на уровне 560-580долларов за тонну C&F Персидский залив, что, конечно, совершеннобезнадежно. Сегодня арабские клиенты не хотят брать по таким ценам дажекитайскую арматуру, ведь они могут заказывать более качественнуютурецкую по 560-570 долларов за тонну FOB.
Снижаетсяв цене и листовая сталь. Так, китайские компании снова пошли на уступкипри поставках горячекатаных рулонов в Корею. Новые цены составляют неболее 540-550 долларов за тонну C&F, хотя еще в первой половинеиюля контракты заключались по 560 долларов за тонну C&F и более.Китайские холоднокатаные рулоны подешевели до 610-620 долларов за тоннуC&F, а оцинкованная сталь может продаваться менее чем по 700долларов за тонну C&F.
Этот спад беспокоитрегиональных производителей проката, так как цены на их продукцию ужепревышают китайские на 40-60 долларов за тонну. По крайней мере,азиатские металлурги надеются, что китайские горячекатаные рулоны неупадут в цене менее чем до 500 долларов за тонну FOB, так как ихпродажи тогда станут невыгодными для экспортеров из КНР. Кроме того, попредварительным данным, спад на китайском внутреннем рынке прекратился,на некоторые виды проката (в основном, правда, длинномерного) ценыслегка подросли по сравнению с началом июля.
Взападных странах после понижения в первой половине июля ситуацияотносительно стабильная, но производители опасаются нового удешевлениясвоей продукции в августе. В ЕС наиболее неблагоприятным факторомназывается низкоценовой импорт, наносящий наибольший ущерб в странахСредиземноморья. В США импортные поставки сократились из-за высокихрасходов на доставку и низких цен. Например, горячекатаные рулоны из-зарубежа упали до менее 600 долларов за тонну CIF. Однако американскаяэкономика пока демонстрирует низкие темпы роста, а положение встроительстве и автомобилестроении остается неблагоприятным.
Кто виноват и что же делать?
Китайскаяметаллургическая ассоциация CISA обвинила корпорации CVRD, Rio Tinto иBHP Billiton, на долю которых приходится около 75% трансокеанскихперевозок железной руды, в создании искусственного дефицита на рынке сцелью завышения цен в 2008 году. По словам представителей CISA, триведущих производителя якобы договорились о снижении поставок сырья вКитай в третьем квартале на 5 млн. тонн.
Правда,эти обвинения больше похожи на попытку китайских металлургов и властейнайти виновных в рекордном повышении цен на железорудное сырье наспотовом рынке. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата подскочилав середине июля до 105-107 долларов за тонну CIF, а по некоторымконтрактам цены достигали и 110 долларов за тонну CIF. Как считаюткитайские представители, для такого скачка нет достаточных оснований.Запасы сырья в китайских портах в июне увеличились на 2,3% по сравнениюс предыдущим месяцем и превысили 44 млн. тонн. Объемы импорта,наоборот, немного сократились в июне, а полугодовой объем составил187,9 млн. тонн, на 16,4% больше, чем за первое полугодие 2006 года.Таким образом, сомнительно, что импорт руды в КНР достигнет в текущемгоду 400 млн. тонн, как прогнозировала CVRD. Правда, скорее всего, неоправдается и последняя оценка CISA — 367 млн. тонн (в 2006 году было326 млн. тонн). Как полагают независимые эксперты, окончательная цифрабудет близка к 375-380 млн. тонн.
Тем временемследует признать, что железорудного сырья на мировом рынке и в самомделе не хватает. Для обеспечения поставок в требуемом объеме нетнужного тоннажа, да и портовые мощности в странах-экспортерах не всегдасправляются с возросшим потоком грузов. Подорожание же индийской руды вКитае, судя по всему, связано с сокращением экспорта в связи с началомсезона дождей в Индии, затруднившего внутренние транспортировки. Дошлодо того, что индийская компания RINL объявила о закупке 60 тыс. тоннруды в Бразилии.
В этой ситуации наилучшимивариантами для китайских компаний, помимо расширения поставок извнутренних источников, могут быть заключение долгосрочных контрактов сгорнорудными корпорациями или приобретение месторождений за рубежом.Последнюю стратегию использует группа Arcelor Mittal. В июне онаподписала соглашение с правительством Либерии об освоении тамошнихзапасов железной руды, а на прошлой неделе достигла аналогичнойдоговоренности в Сенегале.
Правительство этойнебольшой западноафриканской страны предоставило Arcelor Mittalлицензию на разработку четырех месторождений в районе Faleme,совокупные запасы которых оцениваются как минимум в 350 млн. тонн рудысо средним содержанием железа 63%. Стоимость проекта оценивается в 2,2млрд. долларов, комбинат плановой мощностью 25 млн. тонн в год должензаработать в 2011 году.