Skip to content

«Список Улюкаева»

/Rusmet.ru, Виктор Ковшевный, Михаил Родионов/ В минувший четверг «для повышения устойчивости функционирования российской экономики, а также снижения негативных последствий от возможных кризисных явлений» решением Правительства РФ (протокол заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1) утвержден «Перечень системообразующих организаций», в который вошли:

  • крупнейшие юридические лица, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность и осуществляющие деятельность в секторах промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и связи;
  • юридические лица, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность и входящие в промышленные группы, холдинговые структуры, вертикально интегрированные компании (в Перечне указывается наименование управляющей компании либо головной организации группы);
  • организации, осуществляющие свою деятельность в том числе на территории Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, управляющие компании которых находятся в иностранной юрисдикции.

Всего Перечень содержит 199 организаций, включая холдинги и вертикально интегрированные компании, прибыль которых формирует более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике.

При подготовке Перечня учитывались показатели годовой выручки компании, налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, численности персонала, а также наличие существенной доли на рынке и влияние на социально-экономическую стабильность в субъектах Российской Федерации.

Разумеется, в списке оказались все крупнейшие предприятия горно-добывающей, металлургической, машиностроительной (в т.ч. ОПК, вагоностроения, автомобилестроения и производства сельхозтехники), среди которых:

  • ОАО «АвтоВАЗ» 
  • ОАО «Алтайвагонзавод»
  • ООО «Евраз Холдинг»
  • ОАО «КамАЗ»
  • ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод»
  • ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»
  • ООО «Группа «Магнезит»
  • ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
  • ОАО «ХК «Металлоинвест»
  • ОАО «Мечел»
  • ОАО «Мотовилихинские заводы»
  • ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»
  • ОАО «ГМК «Норильский никель»
  • АО НПК «Объединенная Вагонная компания»
  • АО «Объединенная металлургическая компания»
  • ОАО «Полиметалл»
  • ОАО «Полюс-Золото»
  • ООО «УК «Промышленно-металлургический холдинг»
  • ЗАО «РЕНО РОССИЯ»
  • ОАО «Ростсельмаш»
  • ОАО «ОК «Русал»
  • ЗАО «Русская медная компания»
  • ПАО «Северсталь»
  • ОАО «Соллерс»
  • ОАО «СУЭК»
  • ОАО «Тверской вагоностроительный завод»
  • ЗАО «Трансмашхолдинг»
  • ОАО «Трубная металлургическая компания»
  • ОАО «УГМК-Холдинг»
  • ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
  • ОАО «Челябинский трубопрокатный завод»
  • ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат»
  • ЗАО «Энергопром Менеджмент»

Для рассмотрения ситуации с организациями гражданского и оборонного секторов будут сформированы следующие рабочие органы:

  • Межведомственная рабочая группа по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций;
  • Межведомственная рабочая группа по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса – исполнителей государственного оборонного заказа, испытывающих финансовые трудности в условиях сложившейся ситуации на финансовом рынке.

Формат работы с «системообразующими организациями» предполагает:

  • мониторинг финансово-экономического положения предприятий, групп, отраслей, в которых осуществляют деятельность организации, включенные в перечень, в целях своевременного обнаружения негативных факторов;
  • разработка инструментов оказания государственной поддержки и установление порядка и условий ее предоставления в целях поддержания устойчивости и минимизации негативных социально-экономических последствий в случае прекращения деятельности системообразующих организаций;
  • рассмотрение заявок организаций и планов их финансового оздоровления, а также принятие решений о целесообразности и формах предоставления государственной поддержки;
  • оценка эффективности принятых решений по государственной поддержке организаций.

В официальном пресс-релизе Минэкономразвития, однако, подчеркивается: «Включение организации в Перечень не является гарантией предоставления государственной поддержки, равно как и отсутствие организации в Перечне не исключает возможности оказания государственной поддержки.

Предоставление государственной поддержки предприятиям, входящим в Перечень, должно быть обусловлено требованиями о выполнении предприятиями, получившими государственную поддержку, программ реструктуризации и повышения эффективности, а также иных обязательств, предусмотренных условиями предоставления государственной поддержки.

Работа с Перечнем будет осуществляться на принципах максимальной открытости и прозрачности с размещением информации о результатах рассмотрения заявок организаций и принятых решениях на Интернет-портале Минэкономразвития России.»

Отдельное внимание будет уделяться содействию предприятиям в устранении барьеров (административных, законодательных, трудовых), препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности в соответствующих секторах экономики.

Перечень может быть скорректирован соответствующими решениями Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции при наличии аргументированных обоснований.

Все вышесказанное говорит, во-первых, о том, что «нас не забыли» и, в отличие от первых лет после распада СССР, ГМК и его смежники находятся под пристальным вниманием, которое призвано обеспечить обратную связь и необходимое управление, а во-вторых, что помощь будет не «благотворительной», а «инвестиционной» — просто так, «на поддержание штанов» денег нет и не будет, только под конкретные, технически и экономически обоснованные планы по выходу из кризиса.

Надо сказать, что этот подход внушает оптимизм, несмотря на очевидную и подчеркнутую появлением «Списка Улюкаева», как я его для себя назвал, серьезность стоящих перед нами вызовов. Так, несколько моих собеседников, работающих как в промышленности, так и в банковском секторе, еще до Нового года и даже до влияния санкций, на одном лишь росте курсов валют, отмечали, что на фоне значительного сокращения импорта некоторых видов продукции и оборудования, УЖЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТНЫХ ПОСТАВОК МЕСТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ. В ряде случаев речь шла о быстром росте числа и объемов заказов на еще вчера не пользовавшееся большим спросом из-за дешевого импорта отечественное промышленное оборудование, другие говорили о спешной локализации производства продукции в России, которая ранее была экономически нецелесообразна, предприниматели, например, закупали б/у производственное оборудование и начинали производить здесь то, что еще месяц назад везли из Италии или Испании. 

Что ж, будем работать, чтобы кризис стал для промышленности России толчком не к краю пропасти, а к настойчивому восхождению в гору.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...