/© Rusmet.ru, Марк Сергеев/ Итоги 11 месяцев текущего года выявили 7-8%-й рост потребления металлолома на внутреннем рынке РФ (по данным декабрьского выпуска «Русмет-Прогноз.Лом черных металлов»). На протяжении практически всего года ситуация на рынке оставалась достаточно напряженной. По крайней мере, с весны, металлургические предприятия вели активную борьбу за обеспечение собственной потребности во вторичном металле.
Активное ценовое повышение, продемонстрированное российскими металлургами этой осенью, достаточно эффективно стимулировало заготовительные организации, в результате чего отгрузка лома крупнейшим потребителям заметно «подтянулась». Самый серьезный зимний запас традиционно лег на склады ММК и Северстали (порядка 0,8-0,9 млн.т), да и других металлургов ситуация с «зимником» была близка к плановой.
Результаты такой прагматичной запасливости проявились уже в первые недели декабря, когда многие потребители, в том числе и крупные, начали снижать закупочные цены на лом черных металлов. Сезонное снижение планов поставок произошло, правда, не у всех участников рынка, тем не менее, зимний спад рыночной активности начал ощущаться все сильнее.
По итогам 11 месяцев самым крупным потребителем лома в России остался ММК, с результатом потребления порядка 3,8 млн.т (т.е. среднемесячный показатель закупок составил почти 0,35 млн.т лома черных металлов, что более чем на четверть превышает прошлогодние показатели), а доля предприятия в структуре внутреннего потребления лома в металлургическом секторе составила свыше 18%.
На втором месте с относительно стабильными объемами ежегодного спроса на металлолом находится ОАО «Северсталь». По итогам 11 месяцев на предприятие было отгружено порядка 3,2 млн.т лома (+0,4%). Третье место по объемам потребления лома в РФ по итогам 11 месяцев сохранилось за НСММЗ, даже не смотря на спад отгрузки в адрес предприятия в октябре и ноябре.
У многих металлургических предприятий РФ показатели роста потребления металлолома в 2007 года обгоняли среднерыночные темпы, в результате чего их доля в структуре внутреннего потребления выросла. К таким компаниям можно отнести ОАО «Амурметалл» (+27%), ОАО «ОЭМК» (+33%) ОАО «Волжский ТЗ».
Таким образом, несмотря на ценовую напряженность, серьезного дефицита металлолома на внутреннем рынке не возникло. Повышения цен зачастую были ситуационными. Вслед за одним предприятием цену увеличивало и другое – и так по цепочке. Металлурги фактически были вынуждены поддерживать равномерную конкурентную ценовую среду, чтобы не допустить существенного оттока лома в адрес конкурентов.
Так или иначе, к приходу зимы достаточно основательно подготовились практически все участники рынка. Какие бы сюрпризы не преподнесла погода, форс-мажорных обстоятельств, вызванных нехваткой вторичного сырья, случиться этой зимой ни у кого из металлургов не должно.