Правительство затягивает оценку последствий от введения новых тарифов на железнодорожные перевозки. Это нужно РЖД, чтобы добиться максимальной индексации на следующий год.
В правительстве возникла заминка относительно оценки последствий от введения нового тарифного прейскуранта на железнодорожные перевозки. Заседание межведомственной комиссии под руководством Виктора Христенко по этому вопросу на прошлой неделе было отложено. Участники рынка ожидали, что заседание состоится на текущей неделе, однако, по данным RBC daily, пока оно не состоялось. Не исключено, что заседание будет перенесено на январь 2004 года, как этого добиваются в ОАО «Российские железные дороги» и ФЭК РФ. А это значит, что на заседании правительства по естественным монополиям в конце декабря железнодорожной монополии разрешат индексировать свои тарифы в следующем году на 12%.
Месяц назад, 12 ноября, под руководством Виктора Христенко состоялось заседание комиссии по железнодорожным тарифам. Планировалось, что вице-премьер вынесет свое решение относительно последствий от введения нового тарифного прейскуранта 10-01, который начал действовать в конце августа. Напомним, что, по данным Госкомстата, стоимость услуг железнодорожной монополии для грузоотправителей выросла за первые два месяца действия прейскуранта на 14,7%. Примерно так же оценивают рост тарифов нефтеперевозчики. «С 15 сентября на 12% повышена стоимость перевозок в собственных и арендованных вагонах, введена плата за осмотр вагонов в размере 669 рублей за вагон, – заявил RBC daily руководитель крупной нефтетранспортной компании. – В результате общая стоимость нефтеперевозок выросла на 10-12%». Более скромно оценивают рост тарифов металлурги. «По нашим оценкам, рост тарифов только от введения прейскуранта составил 5% по регулируемым тарифам, плюс еще был рост в секторе нерегулируемых тарифов примерно на 1,5%. Итого 6,5%», – заявил RBC daily генеральный директор «СУАЛ-Транспорт» Борис Чертков.
Представители же «Российских железных дорог» (РЖД) заявили на заседании, что рост очень незначителен – всего 0,9%. Более того, по словам директора Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта (входит в состав «Российских железных дорог») Ивана Беседина, общие транспортные затраты отправителей металлургических грузов после введения нового прейскуранта снизились на 4%, а угольных компаний – на 2,3%. В результате, как говорят участники заседания, разброс оценок смутил г-на Христенко, и он отложил решение вопроса на декабрь, поручив заинтересованным сторонам подготовить более обоснованные оценки. «По итогам одного месяца понять удалось немногое. Это достаточно небольшой срок, чтобы оценить все последствия», – заявил вице-премьер после заседания.
На прошлой неделе, 9 декабря, как планировалось, у Виктора Христенко должно было состояться очередное заседание по вопросам последствий введения прейскуранта 10-01. Однако оно не состоялось. По словам источника RBC daily в Минэкономразвития, знакомого с работой комиссии, очередной перенос сроков заседания связан с тем, что ни одна из сторон не подготовила новых материалов для встречи. «Все остались на своих позициях, – отметил собеседник RBC daily. – Принять решение можно было только волевым способом и, соответственно, оставить одну из сторон недовольной». Эту информацию RBC daily подтвердили и в РЖД. «Более свежих цифр, чем сентябрьские данные, мы не имеем», – заявил руководитель пресс-службы компании Андрей Красавин.
Интересно, что очень пассивную позицию заняли в Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) РФ, отвечающей за формирование методической базы по расчету тарифов. Комментировать текущую ситуацию представители комиссии отказываются. По словам начальника управления регулирования железнодорожного транспорта ФЭК Павла Войтенко, сейчас прорабатывается более 50 поправок к прейскуранту 10-01, порядка 10 из которых являются чисто редакционными. По остальным вопросам г-н Войтенко посоветовал обратиться непосредственно в правительство. Впрочем, как отмечают эксперты, о 50 поправках говорится уже месяц, однако до сих пор никто не показал документы, никто не может объяснить, в каком состоянии находится работа по этим поправкам.
Зато позиция ФЭК в последний год очень четко коррелирует с позицией МПС (а теперь РЖД). Надо сказать, что за последний год в РЖД перешло на работу два руководителя управления ФЭК по регулированию железнодорожного транспорта: Иван Беседин и Павел Иванкин (оба занимались разработкой и внедрением прейскуранта 10-01). По словам источника RBC daily, на последнем заседании рабочей группы по вопросам тарифов общественного совета при комиссии Правительства РФ по структурной реформе железнодорожного транспорта ФЭК и РЖД также выступали скоординировано – они заявили, что оценки последствий от введения новых тарифов делать еще рано и этот вопрос нужно отложить на январь следующего года.
Не исключено, что ФЭК выражает неофициальную позицию правительства, а очередной перенос сроков рассмотрения вопроса о прейскуранте 10-01 косвенно это подтверждает. Цель затягивания решения этого вопроса участники рынка видят в том, чтобы провести в конце декабря максимальную индексацию тарифов железнодорожной монополии на следующий год. «Если государство обратит внимание на то, что с введением нового прейскуранта и с выводом определенной части тарифов из регулируемого сектора произошло увеличение тарифов, то тогда при оценке индексации уровня железнодорожных тарифов в 2004 году этот рост должен быть учтен», – говорит Борис Чертков. Соответственно, если в ближайшие полторы недели, когда должно состояться заседание правительства по вопросам индексации тарифов естественных монополий, по прейскуранту 10-01 никакого решения принято не будет, то у чиновников будут все основания, чтобы удовлетворить просьбу РЖД об увеличении тарифов на 12%.
Отдел экономики