/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский / Традиционно цены на металлолом, заготовки и длинномерный прокат колебались на мировом рынке более-менее синхронно. В конце марта этого повышение котировок на стальную продукцию привело и к подорожанию лома, однако по сравнению с полуфабрикатами и прокатом он поднялся в цене совсем незначительно.
Так, в крайней точке спада стоимость западного металлолома HMS № 1&2 при поставках в Турцию, а также черноморского А3 находилась в интервале $200-210 за т CFR, заготовки производства СНГ отправлялись в Турцию по $280-300 за т FOB, а сами турецкие компании снизили цены на арматуру до $380-390 за т FOB. За прошедшие с тех пор три недели заготовки и арматура подорожали на $60-70 за т – до около $350-360 и $450-460 за т FOB соответственно. В то же время, котировки на металлолом прибавили за это время только на $25-30 за т. В первую неделю апреля стоимость американского HMS № 1&2 и российского А3 достигала в Турции, максимум, $230 за т CFR.
Аналогичное по масштабам подорожание произошло и в Восточной Азии, где HMS № 1&2 возрос в цене от $210-220 до $230-240 за т CFR. Примерно, аналогичным образом изменились и экспортные котировки на японский материал.
Текущие рыночные тенденции объективно способствуют повышению цен на лом вслед за заготовками и длинномерным прокатом. Но в середине марта котировки на заготовки и арматуру были занижены по сравнению с металлоломом, и сейчас, фактически, разница в ценах между сырьем и готовой продукцией возросла до среднего уровня. Тем не менее, даже если повышение цен на конструкционную сталь окончательно не выдохнется в течение ближайшей недели, поставщикам металлолома вряд ли удастся добиться аналогичного увеличения котировок на свой товар.
Часто цены на металлолом весной снижаются в силу чисто сезонных факторов, однако в текущем году ситуация складывается несколько по-иному. Сборы лома резко сократились еще осенью прошлого года и пока не растут из-за низких цен. По оценкам итальянских трейдеров, европейский рынок сейчас сбалансирован, спрос примерно равен предложению. Однако стоит уровню загрузки региональных электросталеплавильных предприятий увеличиться хотя бы до 60% по сравнению с нынешними 40-50%, и на рынке возникнет дефицит сырья. Похожая картина сложилась в последние месяцы также в России и Украине.
В то же время, значение этих факторов обесценивается общей слабостью спроса, прежде всего, в США. В отличие от Европы и отчасти Японии, где на рынке лома, в общем, достигнуто определенное равновесие, на американском рынке до сих пор не изжита проблема излишков. Многие местные трейдеры имеют значительные запасы лома, который не находит сбыта ни внутри страны, ни за рубежом. Степень загрузки производственных мощностей в металлургической промышленности страны сократилась до менее 50%, сталелитейные компании воздерживаются от новых закупок.
В то же время, возможности для экспорта ограничены. Китайские металлурги в конце марта практически покинули рынок, а уровень спроса со стороны Турции остается в целом невысоким: местные компании, не веря в продолжительность подъема на рынке длинномерного проката, не решаются вкладывать значительные средства в приобретение сырья. Американские аналитики считают, что в середине апреля турецкие компании прекратят импорт лома и в следующий раз вернутся на рынок только в конце мая – начале июня.
В связи с этим на мировом рынке металлолома, можно сказать, создалось неустойчивое равновесие. Возможности для повышения цен исчерпаны, спрос слабый, на рынок давит избыток предложения в США. Тем не менее, вследствие ограниченности ресурсов лома в других регионах серьезное понижение цен на этот материал в апреле-мае тоже выглядит не слишком вероятным.