Как и ранее, металлоломный бизнес остается нелюбимым пасынком, на котором «отыгрываются» и власти, и отечественные потребители металлолома. По-прежнему, законодательное регулирование предпринимательской деятельности с металлоломом ведется исключительно в соответствии с интересами металлургических предприятий. Эксперты предлагают свои рецепты для восстановления «рыночной» справедливости.
Внешние контракты
Как и прежде, экспорт металлолома – «любимая» мозоль у металлургического лобби. Ценовое превосходство, предоплата, отсутствие воровства лома в виде уценки по качеству и количеству, перманентная возможность возврата НДС – все это делает экспорт металлолома весьма привлекательным бизнесом.
В последние годы благодаря мерам тарифного и административного регулирования экспорт металлолома устойчиво сокращался, спустившись в 2003 г. до отметки 1,81 млн. т Несмотря на то, что в 2004г. данный показатель находился на уровне 2,45 млн. т, этот факт можно отнести исключительно за счет бурного роста цен внешнего рынка. В нынешнем году за 6 мес. экспортные поставки «упали» сразу на 28,3% — до 769 тыс. т по сравнению с 1-й половиной 2004г. Причины тому – сезонный и погодный факторы в зимние месяцы, спад спроса и цен на внешнем рынке, влияние экспортной пошлины, извечная проблема с возвратом НДС. Необходимо особо отметить и такое препятствие как система регистрации экспортных контрактов вкупе с обязательной их перерегистрацией, что значительно усложняет и удлиняет бизнес-операции. К этому следует добавить тот редкий случай, когда цены закупок на внутреннем рынке успешно конкурировали с экспортными ценами, как это сложилось в конце мая – начале июня с. г. «благодаря» экспортной пошлине в 30 ?/t и проблеме с возвратом НДС.
Негативно для Украины сыграли свою партию турецкие импортеры, уходя с рынка в период его подъема и возвращаясь на пике спада. Да и Молдовский МЗ научился «разводить» украинских экспортеров покупая у них лом по цене лишь на 10-15$/t, превышающей уровень внутренних закупочных цен в Украине. При этом по некоторым данным (требующим подтверждения), во 2-й половине июля с. г. ММЗ импортировал лом из РФ по цене 165$/t, DAF, Молдова, что было ниже закупочных цены украинских металлургических предприятий ввиду меньшей ставке экспортной пошлины на лом в России и отсутствию режима регистрации экспортных контрактов.
По итогам 6 мес. 2005 г. доля турецкого импорта украинского лома в общем объеме нашего экспорта составила 46,8% (360 тыс. т) против 51,9% (557 тыс. т), поставленных за 6 мес. 2004 г. Средний уровень стоимости 1 т лома при этом вырос с $194 до $216, составляя $197 в июне с. г.
Удельный вес поставок в Молдову за истекший период возрос с 26,8% — до 35% (270 тыс. т). Средняя стоимость 1т при этом возросла с 178 до 195$/t, в т. ч. в июне с. г. составила 192$.
Доля египетского импорта за полугодие снизилась до 12,1% против 16,1% — за 6 мес. 2004г. (93 тыс. т), а средняя стоимость 1т возросла с 187 до 197 $, в т. ч. в июне составила 190$.
Удельный вес поставок в данные страны достиг 94% против 95% — в 1-й половине 2004г.
Для полноты картины следует упомянуть о некотором росте поставок в Италию – с 20 до 29 тыс. т, сохранении прошлогоднего уровня поставок в Польшу, а также – сокращении экспорта в Грецию (с 7,7 до 2,2 тыс. т) и в Македонию (с 21,2 до 2 тыс. т).
Нормативная база
Минувшее полугодие ознаменовалось больше желанием внести изменения в действующее законодательство. Однако до реальной коррекции, можно сказать, не дошло. Так, в парламенте не был поддержан законопроект о поэтапном снижении экспортной пошлины на лом черных металлов, начиная с 2006г. Позитивное решение этого вопроса открывало дорогу и подвижкам в переговорном процессе с Еврокомиссией (ЕК) о квотах на экспорт металлопроката в Евросоюз. С реакцией представители Еврокомиссии не «забарились». По информации зам. министра промышленной политики В. Баранчука, «Европейская комиссия одним из условий вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) выставляет требование снижения экспортной пошлины на лом черных металлов в течение 5 лет с 30 евро за тонну до 5 евро за тонну» (Интерфакс – Украина).
Не прошел в Верховной Раде с первой попытки и законопроект, предусматривавший освобождение от НДС операций с ломами черных и цветных металлов на таможенной территории Украины и экспорта ломов и отходов черных металлов. По неофициальной информации готовится вторая попытка внесения подобного законопроекта. Принятие такого закона позволило бы решить вопрос о возврате НДС экспортерам лома, резко снизить коррупционный потенциал вокруг этой проблемы, сократить оборот значительных денежных средств, а также сократить возврат НДС экспортерам металлопроката.
В первом чтении в парламенте был одобрен законопроект об отмене запрета на экспорт ломов легированных марок стали, ломов цветных металлов и сплавов из них, начиная с 2006г. Тогда же будут введены пошлины на эти виды ломов и отходов в размере 30-50% (но не менее фиксированной ставки пошлины, определенной для каждого вида товара индивидуально), которые на данный момент имеют почти запретительный характер. Этим же законопроектом отменяется запрет на вывоз из Украины ломов цветных металлов и продуктов их первичной переработки в качестве давальческого сырья. Принятие этого закона укрепит позицию Украины в переговорах о вступлении в ВТО, а также о квотах на прокат — с Еврокомиссией.
В рамках Украинской ассоциации вторичных металлов уже в течение нескольких месяцев идет дискуссия о возможном внесении изменений в Закон «О металлоломе». Одна группа компаний предлагает ужесточить требования к лицензиатам, в части введения таких условий для получения лицензии, как обязательное наличие в собственности базовых видов технологического оборудования, а также установление фиксированного минимального размера площадок приемных пунктов у специализированных предприятий.
Другая группа компаний, выступая против подобных ограничений, предлагает ввести в число лицензиатов, помимо специализированных предприятий, так называемые торговые предприятия, которым предоставляется право лишь на операции по купле-продаже металлолома на внутреннем и внешнем рынках.
Вполне вероятно, что меры по ужесточению условий предпринимательства с металлоломом могут быть поддержаны металлургическим лобби и в КМУ, и в Парламенте Украины.
И, наконец, о блеснувшей, но пролетевшей мимо надежде – в июне с. г. появился Указ Президента об отмене учета/регистрации отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов). К сожалению, металлоломных контрактов этот Указ не касается, так как действует норма статьи 9 Закона «О металлоломе», регламентирующая регистрацию контрактов на экспорт ломов черных металлов в порядке, установленным Кабинетом Министров Украины.
По-видимому, будет сохранена и норма, обязывающая экспортеров металлолома перерегистрировать каждые 2 месяца в Минэкономики ранее зарегистрированные контракты. По мнению автора, это условие не предусмотрено действующим законодательством и является ярким примером ручного управления режимом нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности на Украине. Кстати, можно предположить, что если парламент одобрит закон об отмене запрета на экспорт ломов цветных металлов и легированной стали, то согласно закону о металлоломе контракты на экспорт ломов цветных металлов и сплавов из них не подлежат регистрации! Спрашивается: за что боролись? Так что следует ожидать продолжения осенью баталий о металлоломе в Верховной Раде Украины.
И последнее. Как-то незаметно Кабмин Украины своим Распоряжением от 01.07.2005г. восстановил справедливость, уравняв сверхльготную ставку ж/д тарифа на перевозку металлолома марки «shredded» («дробленого») со станции Ракитное ЮЗЖД по Украине и на экспорт с ныне действующей для всех иных операций металлолом, повысив ее на 139,4%. Напомним, что ранее эта ставка в разы была меньше тарифов на перевозку металлолома во всех остальных направлениях. С 5 апреля с. г. был установлен единый ж/д тариф на металлолом (с коэффициентом к базовой ставке – 3,986) независимо от направления поставок, за исключением вышеупомянутой льготной ставки (с коэффициентом – 1,665).
Некоторые итоговые оценки.
Согласно прогнозу развития Украины в 2006г., на котором базируется бюджетная резолюция, цены мирового рынка металлопродукции в 2005г. в среднем ожидаются на уровне 2004г., а в 2006г. – существенно снизятся. Прогнозируется рост производства в металлургии в 2005г. – на 8%, 2006г. – на 5% по сравнению с 14,3% — в 2003 и 12% — 2004 г.
По прогнозам британской консалтинговой компании MEPS в 2005г. мировое производство стали возрастет на 6,8% — или на 76,5 млн. т – по сравнению с 2004г. (в т. ч. в КНР – увеличится на 73 млн. т, в прочих странах Азии – на 5 млн. т, останется на уровне 2004г. – в СНГ, снизится в ЕС – на 5,7 млн. т, NAFTA – на 3 млн. т).
По мнению аналитиков BIR (всемирной ассоциации переработчиков вторсырья) цены на металлолом достигли своего минимума (ориентировочно — 150$/t, FOB Rotterdam) ввиду сохраняющихся в мире высоких цен на руду, коксующиеся угли, нефть, газ, фрахт, падения евро и невысокого курса доллара.
В то же время наиболее простой выход для металлургических компаний по сокращению производственных затрат – понижать котировки металлолома. В краткосрочной перспективе аналитики BIR видят некоторое восстановление рынка металлолома глубокой осенью, когда металлурги выйдут на рынок лома для пополнения запасов и создания резервов на зиму.
Специфика металлоломного рынка Украины вносит свои коррективы в глобальные тенденции мировой конъюнктуры рынка металлолома. Металлургические предприятия активно используют такое положение вещей не гнушаясь фактически обкрадывать своих же поставщиков лома – имеется ввиду практика и односторонней приемки и уценки по качеству, уведомительного порядка ценообразования при закупках лома. Не одиноки случаи «потерь» металлолома на взвешивании при его приемке на заводах. Нельзя забывать и о фактическом кредитовании ломными компаниями предпоставками лома своих отечественных потребителей, которые, видимо, в знак признательноси, не всегда спешат рассчитаться за уже потребленный лом. Так, по весьма приближенным подсчетам, за 5 мес. с. г. поставщики металлолома на украинские металлургические предприятия из-за такой приемки понесли убытки на сумму, примерно, 75-76 млн. грн. Такое отношение вкупе с административной зарегулированностью предпринимательской деятельности с металлоломом усугубляют и без того сложную ситуацию на внутреннем рынке металлолома.
В качестве мер по улучшению такого положения видятся следующие – внесение соответствующих коррективов в законодательство о металлоломе в части совершенствования требований к субъектам предпринимательства; отмена операций с металлоломом от обложения НДС; отмена регистрации внешнеэкономических контрактов в Минэкономики Украины (переложив эту процедуру на Минпромполитики и Гостаможслужбу Украины).
Одновременно, сам рынок проявляет признаки саморегуляции – это и укрупнение групп субъектов этого рынка; уход от теневых схем не только крупнейших, но и средних компаний; сокращение числа экспортеров металлолома; «рост» числа предприятий, организующих собственную ломоперерабатывающую базу и т. п.
Кроме того, по оценкам российских экспертов до 1/3 компаний могут уйти с рынка металлолома РФ, «большинство компаний ожидает вхождение в крупные холдинги, доля вторчерметов будет уменьшатся». При этом большинство российских экспертов [Русмет] считают, что рынок лома вступил в длительный период кризиса, обусловленного избытком предложений и металлопроката, и металлолома, а также обострением финансовых проблем у потребителей этой продукции.
Видимо подобный, но более жесткий сценарий (из-за большей привязанности украинских производителей к мировому рынку) развития рынка ожидает и Украину.