В металлургии лом черных металлов используется в качестве обязательного компонента в сталеплавильном переделе. Сегодня доля этого ресурса в общей структуре себестоимости продукции, в зависимости от способа производства, колеблется от 8% до 15%, что демонстрирует его значимость для развития отечественного металлургического комплекса. Кроме того, с каждым годом роль ломов растет в связи с тем, что важнейшим направлением развития украинской индустрии является «режим» строжайшей экономии ресурсов.
В связи с множеством споров между метпредприятиями, заготовителями лома и государством, связанными с противоречивостью госрегулирования деятельности ломовщиков, назрела необходимость комплексного анализа современного состояния, особенностей и проблем рынка лома черных металлов, оценки потенциальных возможностей решения спорных вопросов и определения перспектив развития.
Важнейшую роль, которую сейчас играет лом черных металлов, демонстрируют следующие цифры. При выплавке одной тонны стали с использованием 35% металлолома можно достичь существенной экономии ряда ресурсов (180 кВт-ч электроэнергии, 0,8 т угля, 0,4 т известняка,
При этом следует подчеркнуть, что Украина располагает относительно большим металлофондом, что связано с высокой степенью износа основных фондов в целом по стране. С учетом этого несложно спрогнозировать тенденцию увеличения запасов лома черных металлов в среднесрочной перспективе, обусловленную дальнейшим выводом из эксплуатации физически изношенного и морально устаревшего оборудования. Общий металлофонд нашей страны в 2005 г. оценивался в 360–365 млн. т металлолома, входящего в основные фонды промышленных предприятий (для сравнения: в 1982 г. величина этого показателя составляла 795 млн. т).
Необходимо обратить особое внимание на зависимость украинской черной металлургии от поставок металлолома, обусловленную тем, что за счет оборотного сырья покрывается только 50-60% производственных потребностей металлургов в этом материале (при общей производственной потребности в 12-14,5 млн.т ежегодное образование оборотного стального лома составляет на сегодняшний день, по оценкам отраслевых экспертов, лишь 6,7-7,5 млн.т).
В связи с этим в настоящий момент очевидна необходимость разработки взвешенной и, кроме того, закрепленной законодательно стратегии эффективного использования запасов металлолома, которая бы определила часть этого вида ресурса, необходимую для внутреннего потребления при производстве металла, так и долю, предназначенную для реализации металлолома на экспорт. Ведущую роль при этом, по мнению ряда аналитиков, необходимо отвести государству, способствующему реализации целесообразного ограничения экспорта отечественного лома, исходящего, в первую очередь, из необходимости обеспечения ломом собственного метпроизводства (согласно информации украинских метпроизводителей, они на сегодня обеспечены металлоломом на 88–90% от потребности).
Ломовые проблемы
Структура проблемного поля в отношениях ломовщиков и металлургов Украины аналогична проблемам взаимоотношений последних с рударями:
Ценообразование
Если одна сторона – метпредприятия – ратует за установление на металлолом регулируемой государством цены (производители металла сегодня считают необходимым ежемесячное установление на лом черных металллов рекомендованных цен, основанных на привязке их уровня к ценам на чугун), то другая сторона – поставщики лома – с такой позицией метпроизводителей не согласны и, являясь в большинстве своем экспортерами, равно как и сами металлурги, при формировании цены на свою продукцию ориентируются на котировки мирового рынка. Сейчас наблюдается тенденция к повышению котировок лома на внутреннем рынке. Однако не все метпредприятия соглашаются с такими условиями, выжидая стабилизации или падения цен.
Обеспеченность металлоломом и качество поставляемого сырья
Если на экспорт ломовщики, согласно заявлениям меткомбинатов, поставляют достаточно качественный лом, то внутри страны, как правило, сбывается легковесный, «грязный» (с большим процентом засоренности) – в общем некачественный, а порой бракованный материал, чем, собственно, метпредприятия и оправдывают, наблюдающиеся сейчас задержки с оплатой поставленного металлолома. Последнее – несвоевременность в оплате за поставленный лом – влечет за собой ухудшение обеспеченности металлургов сырьем, поскольку ломозаготовительные предприятия не хотят и, вероятно, не будут работать себе в убыток, ведь вследствие перебоев с оплатой ломовщики сталкиваются с серьезной нехваткой финансовых средств, дефицит которых они вынуждены пополнять за счет дорогостоящих кредитов.
В то же время, нехватка металлолома, приводящая к непокрытым потребностям метпредприятий в этом виде ресурса, вынуждает металлургов покрывать образовавшуюся «брешь» за счет передельного чугуна, что, естественно, влечет за собой ощутимое повышение себестоимости производства и, соответственно, удорожание стали. Кроме того, согласно информации ПХО «Металлургом», на ряде метпредприятий нехватка качественного железостального лома компенсируется сегодня увеличением скрапа в шихте плавки, зашлакованность и замусоренность которого часто превышает 30-40%, что губительно сказывается на качестве и конкурентоспособности украинской металлопродукции. А недавно стало известно, что на «Миттал Стил Кривой Рог» был поставлен радиоактивный металлолом.
Сложившийся «замкнутый круг» пытались решить путем введения обязательной 25–30% предоплаты за поставки металлолома. В выигрыше при этом остаются обе конфликтующие сегодня стороны:
· металлурги, которые будут обеспечены гарантированными объемами лома по стабильной на время поставок цене, что позволит им составлять качественные, четкие, достоверные прогнозы производства продукции, норм расхода необходимых материалов, как на краткосрочный период, так и на долгосрочную перспективу;
· ломозаготовители, которые будут обеспечены заказами с гарантированной проплатой поставляемого сырья.
Однако при этом не стоит забывать и о еще одном факторе, способствующем перебоям с поставками лома на отечественные метпредприятия — несоблюдение сторонами применяемого балансового метода распределения внутренних и экспортных поставок лома черных металлов, являющегося своеобразным компромиссным шагом, направленным на обеспечение внутренних потребностей украинских металлургов. В соответствие с этим методом объемы экспортных поставок металлолома находятся в зависимости от поставок этого сырья на внутренний рынок.
Проблема обеспечения ломом внутреннего рынка обусловлена большей доходностью экспортных поставок в сравнении с поставками отечественным потребителям, как из-за разницы в ценах, так и в связи с применением более выгодных форм оплаты за поставляемое сырье, среди которых превалируют аккредитивные или авансовые платежи (тогда как характерными чертами для взаимоотношений ломовщиков и металлургов на внутреннем рынке являются сегодня задержки последних с расчетами за поставленный лом, пролонгация сроков приемки сырья, имеет место даже полный отказ от приемки без выплаты соответствующих штрафных санкций).
В то же время, следует отметить, что в апреле текущего года вопрос поставок лома на внутренний рынок удалось решить (если в марте 2006 г. поставки металлолома украинским металлопроизводителям составляли 75% от планового задания, то в апреле уровень этого показателя достиг отметки 108%), что демонстрирует еще одну особенность, присущую рынку вторичных черных металлов и оказывающую влияние как на обеспеченность этим видом сырья, так и на складывающуюся ценовую ситуацию. Речь идет о синусоидных скачках, характерных для рынка спроса лома, связанных с его сезонностью, влекущей нарушения баланса потребления продукции.
В частности, если зима характеризуется как период низкой активности контрагентов, то уже в первые месяцы весны ситуация, как правило, стабилизируется, на рынке начинает наблюдаться подъем, достигающий к середине – концу этого времени года пика активности, что заставляет ломовщиков пересматривать цены на свою продукцию и соответствующим образом варьировать ими.
И, наконец, необходимо упомянуть еще одну важную проблему практики предпринимательства с металлоломом на Украине. Речь идет о взаимоотношениях субъектов предпринимательства рынка лома с «Укрзлизныцей». В частности, в Украине одновременно действуют две тарифные ставки на транспортировку одного и того же груза (на транспортирование металлолома, перевозимого по стране, действует самый высокий при внутренних перевозках повышающий коэффициент 1,963, а для ломов черных и цветных металлов, перевозимых на экспорт и в припортовые станции, применяется коэффициент 2,564), что, по оценкам Антимонопольного комитета является грубейшим нарушением антимонопольного законодательства. Кроме того, в минувшем году наблюдалось 70%-ное повышение ж/д тарифов на перевозку лома.
Тенденции на рынке лома
В целом, анализ отраслевых особенностей и динамики изменения текущей конъюнктуры рынка позволяет сделать вывод о том, что потребность в ломе определяется двумя основными диаметрально разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, на потребность в ломе оказывает влияние, характерное для Украины и стран СНГ, увеличение доли кислородно-конвертерного передела и вызванное этим уменьшением доли лома в металлошихте с соответствующим увеличением доли первичного чугуна, с другой стороны, – характерная для США и стран ЕС тенденция увеличения доли электросталеплавильного производства, напротив, обуславливает увеличение доли лома в металлошихте.
При этом следует оговориться, что различные металлургические переделы характеризуются различной долей металлолома в металлической шихте: минимальный удельный вес этого показателя (18–20%) наблюдается в кислородно-конвертерном процессе производства, средний (35-40%) в мартеновском процессе и, наконец, доля металлолома в металлической шихте при производстве металла максимальна (90–95%) при электросталеплавильном производстве. С учетом оценок отраслевых экспертов, прогнозирующих в ближайшем будущем увеличение доли электросталеплавильного производства в общем производстве металла и в нашей стране, необходимо констатировать, что показатель величины спроса на металлолом будет год из года расти, а это, разумеется, скажется также и на стоимости металлолома, поскольку увеличение спроса на железостальной лом влечет за собой рост мировых цен на него, что, в свою очередь, неминуемо приводит к непокрытой потребности внутреннего рынка в этом виде вторичного сырья.
Также на изменение ценовой ситуации на рынке, а, соответственно, на динамику цен отечественной металлопродукции и в целом на развитие отрасли, заметное влияние оказывают политические решения, касающиеся экспортной ставки пошлины на металлолом. Так, в конце минувшего года украинским правительством был разработан законопроект, предусматривающий поэтапное снижение пошлины на лом на протяжении пяти лет. Однако, главные противники этого документа – украинские металлурги – благодаря имеющемуся в парламенте лобби, добились отклонения парламентом этого законопроекта. Тем не менее, весьма вероятно, что до конца года Украина вступит в ВТО, о чем принято политическое решение на высшем государственном уровне, что позволяет говорить о том, что уже в ближайшее время воз под названием «экспортная пошлина» двинется с места.