Потребление лома черных металлов в России в апреле 2021 года составило 2 млн 370 тыс. т., что на 27% выше показателя апреля 2020 г. Отгрузка лома по сети РЖД в апреле 2021 г. По внутренним перевозкам составила 1 504 825 т (что выше показателя апреля 2020 г. на 567 555 т), по импорту 49 756 (больше показателя прошлого года на 20 814 т), на экспорт 113 935 т (больше на 47 237 т). Отгрузка в апреле по отношению к марту по всем фронтам увеличилась в целом на 423 534 т. Среднесуточная отгрузка также увеличилась.
Основной экспортный поток лома идет в Беларусь, за тем в Казахстан и Италию. В апреле в Беларусь было отправлено 105 025 т. лома. Меньшую долю в экспорте занимают Молдова, Украина и Китай.
Импортирует Россия лом по сети РЖД из Казахстана (в апреле 48 356 т), после которого с большим отрывом в объеме идут Киргизия и Беларусь.
Основная часть отгрузок лома жд транспортом по внутренним перевозкам происходила в Центральном ФО (Московская область), Уральском (Челябинская, Свердловская обл.) и Сибирском ФО (Новосибирская обл., Красноярский край). В экспортном направлении лидируют следующие субъекты: Брянская, Смоленская, Московская и Оренбургская области. Погрузки импортного лома происходят в Кемеровской, Оренбургской, Челябинской, Свердловской областях.
По данным первой недели мая цена на стальной лом в России составляет 27 848 р., что ниже европейской на 8 820,08 р. (US$ 118,15 по курсу ЦБ РФ). Индекс составляет 177 % от среднего показателя января 2020 года (15 700 руб.) В Уральском ФО цена составила 29 150, Центральном ФО 27 650, Сибирском ФО 27 700, Южном ФО 28 150, Дальневосточном ФО 26 590. Индексы составили 186,86%, 166,57%, 195,07%, 172,70% (январь 2020г) и 132,98% (декабрь 2020г) соответственно.
В разницу между ценами закупки и продажей лома входят затраты ломозаготовителя на хранение, переработку, отгрузку лома. Также подача-уборка вагонов, взвешивание вагонов, проведение СЭС и дозиметрического контроля. Стоимость ЖД тарифа рассчитывается исходя из пункта отправления, пункта назначения, расстояния и цены конкретного собственника вагона. По нашему мнению, средняя цифра данных затрат ломозаготовителя – 1 300 р./т. Общая стоимость ЖД тарифа варьируется от 500–4 000 р./т.
В себестоимость тонны лома включает в себя различные виды затрат от подъема лома с земли до нормы прибыли организации, исходя из степени доступности лома – легкодоступный, среднедоступный и сложнодоступный лома. Сложно доступный лом означает что, либо требуется специальное дорогостоящее оборудование для переработки, либо необходимо направлять бригады вахтовым методом к месту первичного сбора лома, либо и то и другое. Как пример, это металлические бочки в Арктической зоне России, затонувшие корабли, металлоконструкции в Северных регионах.
В структуре металлопотребления по данным Минпромторга РФ преобладает машиностроение и металлопереработка (38,9%), строительство (30,8%). Каждый год образуется 60% от уровня ежегодного металлопотребления.
Жизненный цикл металлсодержащих предметов различен – от 4 до 39 лет. В строительстве срок амортизации составляет 35-39 лет, у машин и оборудования 21-25 лет, а в автомобильной промышленности 8-17 лет.
Высокие цены на металлы благоприятно сказывается на уровень ломосбора в России в 2021, в связи с тем, что задействованы как легкодоступный лом, так и средне- и труднодоступный лом. /Б.Кошман, Русмет/