В России оплата таможенных сборов по картам началась год назад, когда ГТК регламентировал создание системы «Таможенная карта». Координатор проекта — ООО «Таможенная карта», учредителями которой стали аффилированная с Росбанком компания USC, Национальная ассоциация таможенных брокеров (НАТБ) и технологические компании. В систему входит 31 банк, в том числе Автобанк, Альфа-банк, «Еврофинанс», МДМ-банк и Росбанк. Терминалы для приема карт установлены на 130 таможенных постах в почти 30 регионах России. По данным ГТК, полгода назад через карты проходило более 3% таможенных платежей.
Решение о переходе на карточную технологию в конце февраля принял совет руководителей таможенных служб стран ЕврАзЭС, занимающийся унификацией таможенных процедур. Но, по словам источника в ГТК, инициатором была Россия, больше всех страдающая от контрабанды при транзите в нашу страну, особенно через южные границы, в частности из Китая через Казахстан. Но для реализация этого проекта сначала нужно унифицировать процедуры таможенного оформления транзита и регламентировать прием карт в таможенных органах стран ЕврАзЭС. Только тогда там начнется установка необходимого оборудования по приему микропроцессорных карт.
Гендиректор «Таможенной карты» Андрей Баринов говорит, что от перехода на электронные расчеты выиграют все: и таможенные службы стран ЕврАзЭС, и добросовестные участники ВЭД, так как это упорядочит и ускорит оформление груза и поступление денег. «Сейчас для обеспечения уплаты сборов при транзите грузы в основном идут под сопровождением (таможенным контролем) , — говорит Баринов. — Но и при этом товар иногда «пропадает». Моментальная оплата по карте обеспечит выполнение обязательств участников ВЭД и снизит их издержки. Кроме того, им не придется по нескольку раз платить на каждой пограничной таможне из-за неверия таможенников, что груз идет транзитом».
А вот на процессе таможенного оформления для крупных участников ВЭД применение таможенной карты при транзите товаров через страны ЕврАзЭС практически не отразится, предположил в беседе с «Ведомостями» пожелавший остаться неназванным директор регионального таможенного брокера. «Для них ГТК и так упростил эту процедуру и свел к минимуму время простоя груза на таможне, — говорит он. — А вот для небольших компаний это действительно может сократить издержки».