Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) настаивает на отказе от ограничения нормы прибыли стивидоров (компаний, занимающихся погрузкой и разгрузкой судов.— “Ъ”) и принудительного перевода в рубли портовых тарифов. Такие рекомендации выпустил подкомитет по транспорту и логистике комитета по международному сотрудничеству РСПП. Документ сейчас находится в аппарате союза, после чего должен быть направлен в правительство и профильные ведомства.
Подкомитет по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству рекомендовал правительству провести дополнительное исследование рынка оказания услуг стивидоров и вынести «мотивированное решение» о состоянии конкуренции на рынке портовых услуг. Об этом говорится в резолюции, выпущенной по итогам заседания подкомитета «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний» 12 апреля. Как пояснил “Ъ” председатель подкомитета по транспорту и логистике Олег Дунаев, сейчас документ передан в аппарат РСПП, после чего он должен быть направлен в правительство и, возможно, отдельными письмами в профильные министерства и ведомства.
В резолюции участники заседания отметили необходимость провести дополнительное исследование рынка стивидорной деятельности «с учетом полного тарифа транспортно-логистических цепей доставки грузов в порт на условиях FOB». В частности, правительство, по мнению бизнес-сообщества, должно обеспечить стабильные и предсказуемые правила работы отрасли. В резолюции отмечается, что с 2011 по 2016 год рост портовых перегрузочных комплексов составил 21%, грузооборот морских портов увеличился на 27%, а загрузка выросла с 67% до 71%. При этом наблюдается и ежегодный рост инвестиционной активности — в 2016 году в портовую инфраструктуру было привлечено более 90 млрд руб., что на 80% больше, чем годом ранее. С учетом длительности производственного цикла в инфраструктурных отраслях, для стивидорного бизнеса особенно важно поддержание стабильного инвестклимата в России и предсказуемость правил регулирования отрасли, отмечается в документе.
Попытка ФАС представить портовый рынок как неконкурентный, а также интерпретация роста рублевого эквивалента тарифа из-за девальвации как целенаправленных действий стивидоров по повышению тарифов «вызывает обеспокоенность», отмечает бизнес-сообщество. Большинство грузоотправителей — участники внешнеэкономических цепочек, и номинирование тарифов в валюте — это инструмент натурального хеджирования, говорится в документе.
Также в резолюции называется «контрпродуктивной» инициатива ФАС по возврату искусственного ограничения нормы прибыльности для стивидоров — такая мера приведет к перераспределению прибыли в пользу иностранных перевозчиков, снижению доходов портовых операторов РФ и снижению инвестиций в порты. Предлагается исключить услуги морских портов и их транспортных терминалов из перечня естественномонопольных услуг и признать право за грузоотправителями с учетом их бизнеса определять валюту номинирования тарифов.
Подкомитет РСПП также предлагает дигитализировать пропуск через госграницу, что позволит сократить простои судов в портах, увеличить оборачиваемость причалов и портовых сооружений и повысить конкурентоспособность портов. Кроме того, предлагается уделить внимание снятию ограничений наземной инфраструктуры на подходах к портам и упрощению оформления экспортно-импортных операций.
В опросе, который провел РСПП в феврале—марте среди грузоотправителей, одним из барьеров для дальнейшего роста внешнеторговых операций называлось недостаточное развитие ближних и дальних железнодорожных и автомобильных подходов к морским портам. Кроме того, стивидоры и грузовладельцы отмечали отставание российских портов от конкурентов в области проведения работ по дноуглублению и модернизации навигационно-гидрографических систем, недостаточное развитие услуг буксиров и ледоколов и длительность и бюрократизированность процедур оформления грузов.