Tрубы России
Российские трубные предприятия вслед за поставщиками металла пытаются поднять цены, но сталкиваются с вполне понятным сопротивлением покупателей. Заставить металлургов снизить цены нет никакой возможности, поэтому остается одно — уговаривать потребителей труб.
Отрасль переживает не слишком благополучные времена, а рентабельность производства падает. Так объясняют на трубных заводах свое желание увеличить отпускные цены.
На самом деле в 2003 г. нефтегазовая промышленность России оживилась, и спрос на трубы увеличился в несколько раз. Но трубники уверяют, что рост заказов имел и обратный эффект. Потребители заметили, что их расходы на трубников увеличились, и стали относиться к деньгам бережнее. Крупный заказ подразумевает низкие цены, вполне обоснованно считают потребители труб.
«Газпром» пытается обострить борьбу между трубными заводами, чтобы заставить их снижать цены. Компания минимизирует количество фьючерсных контрактов и договаривается отдельно с каждым из предприятий. Будет введена «Газпромом» и система штрафов за некачественную продукцию. В компании таким образом надеются стимулировать конкуренцию между трубными заводами, которые за последний год повысили цены в среднем в два раза. Возможно, борьба за заказы газового монополиста заставит трубников пойти на снижение цен.
Производители труб, в свою очередь, пытаются изыскать способы давления на металлургов, чтобы последние проводили более щадящую ценовую политику. Президент Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолий Седых уже заявил, что предприятия отрасли будут изготавливать стальной лист самостоятельно. ОМК, Трубная металлургическая компания (ТМК) и Объединенные трубные заводы (ОТЗ) договорились о налаживании совместного производства, которое могло бы покрыть их потребности в продукции металлургов, отметил А. Седых. В ТМК информацию о заключении такого соглашения также подтвердили.
Скорее всего, угрозы трубников носят демонстративный характер. Как отмечает аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов, ориентировочная стоимость нового завода может составить от 100 до 350 млн. долл. в зависимости от объемов производства. В любом случае, полностью отказаться от поставок с металлургических комбинатов им будет затруднительно. Кроме того, сейчас трубные заводы осваивают самостоятельные инвестиционные проекты, и изыскать дополнительное финансирование им будет непросто.
Вступление Трубной металлургической компании в некоммерческое партнерство «Русская сталь» эксперты однозначно связывают с ожидающимися контрактами на поставки труб для грандиозных нефтегазовых проектов. «Русская сталь» известна своими лоббистскими выступлениями в интересах крупных металлургических комбинатов. После выхода из трубного бизнеса «Группы МДМ» главе ТМК Дмитрию Пумпянскому пришлось искать новых политических партнеров, чтобы гарантировать доступ к тендерам по строительству целого ряда запланированных трубопроводов, а также обеспечить сырьевую безопасность. Между тем, эксперты не исключают дальнейшей интеграции ТМК с участниками партнерства, ведь в мировой практике самостоятельного трубного бизнеса почти не существует.
На годовом собрании членов некоммерческого партнерства «Русская сталь», состоявшемся 6 июня 2003 г., Трубная металлургическая компания объявила о том, что она становится членом партнерства. В составе партнерства — Новолипецкий металлургический комбинат, «Евразхолдинг», «Тулачермет», «Кокс», «КМАруда» и группа компаний «Белон», на которые приходится более 30% производства стали, более 45% производства товарного чугуна, 41% производства труб и 35% кокса в России. Президентом «Русской стали» является глава «Евразхолдинга» Александр Абрамов, председателем наблюдательного совета партнерства — глава Совета директоров НЛМК Владимир Лисин.
Сама же ТМК образована в 2001 г. на базе трех крупных трубных заводов (Волжского, Северского, Синарского), к которым затем был присоединен Таганрогский металлургический завод и румынский завод «Артром». Глава компании Д. Пумпянский ранее владел Синарским трубным заводом, который и стал его вкладом в ТМК. Производственные мощности компании позволяют выпускать более 3,75 млн. т стальных труб в год. Доля ТМК на рынке оценивается примерно в 40%, при этом наиболее прочные позиции она занимает на рынке бурильных труб (около 90% рынка), обсадных и насосно-компрессорных (65%), а также нефтепроводных труб (60%). «Наша компания молодая, но быстро растущая, что заставляет нас интегрировать свои усилия с другими производителями отрасли, — говорит начальник управления по связям с общественностью ТМК Дмитрий Жиглов. — Существует ряд производственных и политических вопросов, которые невозможно решать в одиночку — например, изменение энергетических и транспортных тарифов, цены на сырье».
Потребность в политической поддержке у ТМК возникла после того, как в 2002 г. основной акционер компании — «Группа МДМ» — решила выйти из этого бизнеса, продав 34% акций Д. Пумпянскому. Трубная компания осталась без влиятельного акционера на достаточно сложном рынке. «ТМК не может существовать одна — у нее есть интересы, есть необходимость их лоббирования. Вообще, трубный бизнес — это, прежде всего, политика и получение заказов, что во многом зависит от личных связей. Если верить, что «МДМ» отходит от трубной компании, то очевидна потребность Д. Пумпянского в поиске новых партнеров с серьезным политическим статусом», — пояснил Н. Иванов. Кроме того, с точки зрения экономической безопасности трубный бизнес очень уязвим из-за высокой зависимости от цен на сырье. По оценкам инвестиционной компании «АВК», расходы на сырье составляют до 70% в структуре затрат. «Трубные холдинги контролировать трубную отрасль не могут», — считает аналитик журнала «Металлургический бюллетень» Наталия Шафоростова. «В развитых странах самостоятельно существующих трубных заводов, а тем более холдингов — нет. Причины очевидны: отдельно взятые заводы не в состоянии контролировать цены на штрипс и зависят от колебаний цен на нефть, — говорит она. — Трубные заводы как автономные производства существовали в мировой экономике сравнительно недолго. Например, немецкий завод по выпуску труб Meer в 1926 г. был поглощен машиностроительным концерном Mannesman. Сегодня это подразделение SMS Demag. Если взять пример Sumimoto Metals и TKS — они создавали трубное производство тогда, когда был спрос».
В России 2002 г. оказался для трубников очень трудным. Ожидавшегося оживления не произошло — спад производства составил более 5%, притом, что импорт труб из стран СНГ сократился фактически в два раза. А растущие цены на сырье (цены на металл в 2002 г. выросли более чем на 30%) ставили трубников на грань выживания. Не исключено, что именно в тот период ТМК и заключила соглашения о сотрудничестве с «Русской сталью» в обмен на гарантии поставок штрипса по приемлемым ценам. Дело в том, отмечает Н. Иванов, что «в «Русскую сталь» сейчас входят люди, которые достаточно хорошо знакомы друг с другом, и маловероятно, что ТМК пришла туда просто с улицы. Скорее всего, официальное вступление является лишь констатацией свершившегося, и ТМК уже давно сотрудничает с участниками партнерства».
Ситуация изменилась в начале 2003 г., когда спрос со стороны нефтегазового сектора резко увеличился. В результате за январь-февраль 2003 г. выпуск труб в России вырос на 15,1%, несмотря на возросший импорт. Кроме того, в Правительстве достигли некоторого компромисса относительно строительства новых трубопроводов, и перед трубниками открылись перспективы огромных контрактов в строительстве магистральных нефте- и газопроводов. Однако участие в будущих тендерах предполагает серьезный политический вес, без которого весьма вероятны неожиданные проигрыши, поэтому конъюнктура крайне подходящая для того, чтобы обнародовать свое участие в заметной лоббистской ассоциации. Проблему с сырьевой безопасностью ТМК постепенно решает и намерена уже в ближайшее время до 40% штрипсов производить на своих мощностях в Волгограде. «Проблему соотношения цены и качества штрипсов мы решаем двумя путями — во-первых, ведем переговоры с российскими и зарубежными поставщиками относительно долгосрочных контрактов, во-вторых, мы развиваем свой сталеплавильный комплекс на Волжском комбинате, мощности которого позволяют производить до 1,1 млн. т штрипсов, — говорит Д. Жиглов. — Речи о вливании в какой-то металлургический холдинг не идет».
Впрочем, как отмечают эксперты, в будущем ТМК все равно встанет перед проблемой объединения с металлургическими гигантами или продажи своего бизнеса. Впрочем, у ТМК есть альтернатива сотрудничеству с «Евразхолдингом» и НЛМК — это Магнитогорский комбинат. Глава ММК Виктор Рашников также ищет партнеров — для него приобретение крупного актива, позволяющего нарастить производство продукции более высоких переделов, — очень чувствительный вопрос. Соответственно, он сможет предложить Д. Пумпянскому гораздо больше, чем «Русской стали».
Евгений Жуков
http://www.ruseconomy.ru