Skip to content

Российская бизнес-элита нарисовала мрачную картину последствий вступления в ВТО: По мнению бизнесменов, сначала надо определиться со стратегией развития.

8 мин.

Опубликованно: 4 июля 2002

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Экология

В день очередного раунда переговоров в Женеве российских чиновников с рабочей группой ВТО в Москве влиятельные эксперты и бизнесмены обсуждают эту же тему на конференции «Открытая Россия, мировая конкуренция. О национальной экономической стратегии и присоединении к ВТО».

Мероприятие организовано журналом «Эксперт», Институтом «Восток-Запад», Европейским деловым клубом. Интересно, что нарисованная деловыми людьми картина последствий, которые ожидают отечественную экономику, получилась мрачная.

Россия сегодня довольно активно ведет переговоры со странами — членами ВТО об условиях вступления во Всемирную торговую организацию. И если требования наших торговых партнеров не всегда приемлемы, но, по крайней мере, понятны, то позиция российских переговорщиков не всегда последовательна и в некоторой степени конъюнктурна, отмечают участники конференции. России необходима долгосрочная социально-экономическая стратегия, без которой невозможно осознать базовые неконъюнктурные интересы во внешнеэкономической сфере и, следовательно, сформулировать внятные требования к условиям нашего членства в ВТО.

Решение о присоединении России к ВТО — вопрос уже решенный на политическом уровне. Но экономические последствия этого шага в полной мере не просчитаны, полагают представители бизнеса. Есть фрагментарное представление о том, что будет происходить в отдельных отраслях, но целостную картину вряд ли кто-то сегодня может представить.

«Некоторые западные эксперты считают, что Россия должна иметь четкую стратегию до вступления в ВТО, — сказал почетный председатель ассоциации Russel Джон Рассел, — но российский бизнес не может представить себе полную картину последствий. Влиятельные бизнес-группы либо приобретут, либо потеряют в зависимости от того, на какие условия согласится Россия». По сути дела, обязательства, которые возьмет на себя Россия, во многом предопределят структуру промышленности и сельского хозяйства. Как считает президент АПК «АГРОС» Дмитрий Ушаков: «Все будет зависеть от того, какие позиции мы будем сдавать. Если, например, не договоримся о введении пошлин на рис, значит, в России его не будут сеять». И так по всем отраслям.

По сути дела, сейчас идет нормальный торг о цене входного билета для России во всемирный торговый клуб. Но если, по словам заместителя председателя Госдумы, председателя Высшего научно-консультативного Совета Константина Ремчукова, «наши переговорщики четко знают, чего они хотят, на какие рынки они хотят проникнуть, то российской стороне еще надо учиться чувству реализма».

Наши торговые партнеры готовы согласиться с постепенным выравниванием внутренних и внешних цен на энергоносители, но их сильно раздражает закрытость российского рынка финансовых и страховых услуг.

Российское страхование не может стать разменной монетой в переговорах с ВТО

Генеральный директор ОАО «Ингосстрах» Вячеслав Щербаков предостерегает: «Нельзя допустить, чтобы российское страхование стало разменной монетой на переговорах с ВТО». Страховщики не против открытия российского страхового рынка для иностранных инвесторов, но настаивают на постепенности либерализации. По их мнению, уровень конкуренции в страховом секторе и так достаточно высок. По словам Вячеслава Щербакова, доступ на российский рынок страховых услуг и так достаточно либеральный. На деятельность компаний с иностранным участием до 49% распространяется национальный режим, а 15-процентная квота участия иностранцев в совокупном уставном капитале еще не исчерпана. «Нам нужно время для развития национального рынка, — говорит Щербаков, — надо подождать два-три года, посмотреть на результаты и решать, когда мы готовы открыть рынок и на каких условиях».

Конкуренция погубит национальную банковскую систему

Вице-президент Ассоциации российских банков Валериан Попков считает, что «принцип равных конкурентных возможностей обернется минусом для российских банков», и предлагает не открывать широко двери для иностранных банков. Правительство, по его мнению, должно определиться с тем, по какому пути идти: развивать национальную банковскую систему или открыть рынок для иностранного капитала. Если предпочтение отдается первому варианту, то надо представлять себе все риски, которые могут ожидать национальную банковскую систему, и не брать на себя специфические обязательства, на которых настаивают переговорщики. Российские банки, пережившие за последние 10 лет 4 кризиса, не могут сегодня конкурировать с западными. Суммарный капитал российских банков, по оценкам Валериана Попкова, составляет $10 млрд, что в три-четыре раза меньше, чем у банков развитых стран. Российские банкиры уверены в том, что обязательства, которые примет на себя Россия при присоединении к ВТО, касающиеся доступа на российский финансовый рынок, во многом предопределят дальнейшую структуру банковского сектора. По словам Валериана Попкова, банковский сектор могут ожидать: системные риски, так как допуск иностранных банков нужно рассматривать не только как инвестиции, а и «как право на производство валюты»; риски конъюнктуры клиентов, то есть разорение клиентов может ухудшить финансовое положение банков; социальные риски, связанные с возможной безработицей, во-первых, и, во-вторых, с необходимостью повышения затрат на зарплату, так как ВТО может рассматривать низкую зарплату как демпинг; экологические риски, и, наконец, риски банковской системы. «От нас требуют разрешения трансграничной поставки финансовых ресурсов нерезидентами, — поясняет Валериан Попков, — в этом случае возрастает риск оттока капитала». Российские банкиры выступают против открытия в России филиалов иностранных банков, которые будут обладать капиталами материнского банка и окажутся вне конкуренции с любым, пусть даже крупным по российским меркам банком. Возражают и против увеличения квоты на присутствие иностранного капитала в УК, считая, что сегодняшняя квота в 25% — и так велика. Российская ассоциация банков считает, что если Россия согласится на специфические обязательства, то возникают риски: демпингового снижения процентных ставок, потери деловой репутации, утраты контроля над платежной системой, утраты влияния на возможность перераспределения капитала в социально значимые сектора. И, наконец, возрастут валютные риски.

Экспортом продовольствия должно заняться государство

У бывшего министра сельского хозяйства Виктора Семенова создается впечатление, что нас куда-то сильно торопят. «В клуб, а ВТО является мировым торговым клубом, — пояснил он, — вступают для того, чтобы расширить свои экспортные возможности и защитить рынок от недобросовестной конкуренции. И нам необходимо иметь четкую экспортную стратегию». Во всех развитых странах экспортом продовольствия занимаются крупные государственные компании, и экспортную стратегию разрабатывает государство. В России же эти проблемы решают сами сельхозпроизводители. Российские торговые представители сегодня присутствуют только в тех странах, где Россия закупает продовольствие, их нет там, где она его продает. Никто не защищает интересы российских экспортеров на национальных рынках. Только в марте Евросоюз три раза повышал пошлины на зерно. А между тем, по словам Виктора Семенова, Россия имеет вполне реальные шансы стать крупным экспортером зерна, но из-за отсутствия портовых элеваторов и транспортной инфраструктуры едва смогла продать в прошлом году всего 4,5 млн тонн зерна.

Экс-министр сельского хозяйства предложил государству заняться транспортной инфраструктурой, разработать стратегию завоевания национальных рынков продовольствия (у России есть шанс закрепиться в Африке, например), активнее защищать внутренний рынок. Это не дело, когда в течение полутора лет Россия никак не может возбудить антидемпинговое расследование против экспортеров говядины.

Одним из спорных вопросов является размер запрашиваемых государственных субсидий. Западные переговорщики считают, что для России $12 млрд сумма просто неподъемная, ежегодно страна направляет в село максимум $1,5-2 млрд.

Российский автопром не знает, как жить дальше

Российских автопромышленников также устраивают не все условия присоединения России к ВТО. Прежде всего, они ждут от государства внятной отраслевой политики. «Нам непонятна политика государства, — посетовал исполнительный директор «Руспромавто» Игорь Калужский, — мы говорим про пошлины и год правительство не может принять решение об их повышении. Экспансия подержанных автомобилей в Россию продолжается. И мы можем потерять контроль над ситуацией». Несмотря на то что концепция развития автопрома разработана и в целом одобрена, автозаводы, по словам Игоря Калужского, не знают, как жить дальше и как развиваться. Продажи автобусов и дорожной техники падают, потому что у правительства нет программы развития муниципального транспорта и дорожного строительства.

Отечественные автомобилестроители отдают себе отчет, что их собственные модели автомобилей не имеют перспектив на рынке и надо делать ставку на совместное производство. Но для того, чтобы привлечь инвестора, нужно хотя бы на время максимально закрыть внутренний авторынок. Автопром настаивает на так называемом адаптационном периоде, в течение которого ввозные пошлины на иномарки останутся высокими. Российские переговорщики не возражают.

«Аэрофлот» просит открыть рынок для иностранных самолетов

У российских авиаперевозчиков шансы выдержать конкуренцию есть, но они невелики. По словам генерального директора авиакомпании «Аэрофлот» Валерия Окулова, в 2005 году 80% авиаперевозок будут осуществлять интегрированные авиаперевозчики. Доля отечественных авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок составляет всего 2%. Поэтому вряд ли можно серьезно говорить об экспансии на внешний рынок. Маловероятно, что Россия, имеющая лишь 20% аэропортов, соответствующих мировым стандартам, сможет всерьез рассчитывать на транзитный бизнес. Главная задача — сохранить внутренний рынок авиаперевозок, который, по прогнозам Валерия Окулова, к 2015 году вырастет в два раза. А иностранные компании имеют достаточный ресурс для его завоевания. Глава «Аэрофлота» считает, что для сохранения рынка авиаперевозок необходимо допустить на российский рынок региональные самолеты до тех пор, пока в России не начнут их производство. И вообще авиапром надо укрупнять, считает Валерий Окулов. «Нам не надо цепляться за сохранение бренд-неймов, — сказал он, — и сохранять марку «Ил», «Ту», «Як». России достаточно одной крупной компании». Авиастроители на сей счет имеют свое мнение.

А вот генеральный директор группы «Сибирский алюминий» Олег Дерипаска вообще считает, что присоединение России к ВТО — задача второстепенной важности. Присоединение России к ВТО не может быть самостоятельной целью, считает он, и должно быть увязано с осуществляемыми реформами. По мнению главы «Сибирского алюминия», российский бизнес сегодня больше волнует устойчивая и внятная кредитная политика и темпы инфляции, нежели членство в ВТО. «Непонятно, почему правительство закладывает инфляцию на уровне 12%, ЦБ — 12-14, в бюджете значится цифра — 16%, а реально мы подходим к 18%?» — удивляется олигарх. Правительство должно озвучить внятную социальную политику, считает Олег Дерипаска. О каких конкурентных отечественных предприятиях можно говорить, если они тянут на себе всю «социалку», а средств местных бюджетов едва хватает на зарплату.

В четверг в Женеве российские переговорщики начали очередной раунд консультаций по условиям присоединения к ВТО. Как заметил глава представительства Еврокомиссии в РФ Ричард Райт: «Не существует никаких стандартных условий вступления в ВТО, так как они являются результатом переговоров. Россия сама должна добиться условий вступления в ВТО». Российская бизнес-элита обеспокоена тем, что в один прекрасный момент их просто поставят перед фактом и скажут: «Присоединяемся вот на таких условиях». Как подчеркнул известный экономист Александр Лившиц: «Сколько ни готовься к ВТО, а все равно решение это командирское». Так что попытка развернуть широкую дискуссию в то время, когда переговоры идут полным ходом, — не попытка ли вскочить на подножку уходящего поезда?

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...