Skip to content

Россия предоставит Китаю титанические мощности

5 мин.

Опубликованно: 1 октября 2010

Импорт и экспорт, Промышленные новости

Группа компаний «Петропавловск» намерена выйти на китайский рынок титана.


ГК «Петропавловск», принадлежащая известному финансисту и промышленнику Питеру Хамбро и Павлу Масловскому будет производить в Китае титановую губку — основу производства технического титана и его сплавов в объемах 15 тыс. т ежегодно начиная с 2013 г, сообщает деловая газета «Маркер«. Инвестиционный проект реализуется совместно с китайской алюминиевой компанией Cinalco, строящей завод по производству титановой губки в городе Дзямусы, провинция Хэйлунцзян. Доля «Петропавловска» в проекте ― 65%, общий объем инвестиций — $350 млн, на сегодняшний день капитальные затраты уже составили $32 млн. Проект может нарушить планы выхода на китайский рынок крупнейшего российского производителя титана «ВСМПО-Ависма», о которых компания заявляла в начале 2010 г. Зато новое производство решит проблемы быстроразвивающихся авиационной и военной промышленности Китая.


Как рассказал источник из российской делегации, которая ездила в Китай с Дмитрием Медведевым — запуск производства в Китае намечен на 2011 год. На проектную мощность 15 тысяч тонн в год новый завод выйдет в 2013 году. Сырье для производства губки, 60 тыс. т в год ильменитового концентрата будет поставляться с Ольмекинского горно-обогатительного комбината в Амурской области. Это негативный сигнал для «ВСМПО-Ависмы». Мощности крупнейшего производителя российского титана составляют 28 тыс. т в год. А в июле 2010 г. руководство компании заявило о намерении инвестировать в строительство нового завода по производству губчатого титана, который сегодня закончен на 98%, но не вводился в эксплуатацию до сих пор из-за неопределенности спроса на дополнительные 10 тыс. т губки в год.


Но в 2009 год «ВСМПО-Ависма» выпустила только 20 тысяч т титана,5–6 тысяч тонн пошло на внутренний рынок, остальное — экспортные заказы, преимущественно Boeing и Airbus что почти на 30% ниже пикового значения 2007 г. Поэтому у компании есть потенциал роста, тем более что спрос на титан и цены на него увеличиваются значительными темпами.В Китае, в частности, котировки титановой губки взлетели в конце августа с $7,8 тыс. до $8,37 тыс. за 1 т При этом, по прогнозу исследовательской компании Roskill, производство титановой губки в мире в 2010 г. составит 150 тыс. т, что примерно на 25 тыс. т больше, чем в 2009 г.


«Хотя потребность китайской авиации в титановой продукции пока составляет 1,5 тысячи тонн в год, компания уже начала сотрудничество с Китаем в проектах выпуска пассажирского узкофюзеляжного самолета С919 и регионального самолета ARJ-21. Значительные объемы необходимы Китаю в других отраслях промышленности. Здесь предъявляются не такие высокие требования к металлу, не такая длительная и сложная процедура сертификации»,- рассказал Олег Ледер, заместитель генерального директора «ВСМПО-Ависма» по маркетингу и сбыту в интервью корпоративному изданию титановой корпорации «Новатор» в начале года.


В самом Китае производится очень много титановой губки. В 2009 г., по данным геологической службы США, там произведено 35 тысяч тонн титановой губки. Мощности Китая по производству титановой губки в 2009 г. составляли 78 тысяч тонн в год, но ее качество — одна из причин, по которым Поднебесная пока не может обеспечить себе полную самостоятельность в авиастроении, прежде всего военном. Технологию производства современных боевых самолетов Китай получил от России. В первой половине 1990-х гг. Китай закупил у России 46 истребителей Су-27, а в 1998-м заключил контракт на сборку у себя 200 таких машин под собственной маркой J-11. В 2004 г. китайские инженеры решили, что полностью переняли технологию, и не стали продлевать лицензию, решив делать модификацию самолета J-11B своими силами. Примечательно, что недавно представленный публике первый китайский палубный истребитель J-15 внешне практически ничем не отличается от российского Су-33.


Однако, повторив внешний облик и технические решения, китайские инженеры не смогли обеспечить должное качество копий. Как сообщает портал Periscope2, создаваемый для J-11B двигатель «Taihang» (WS10A) до сих пор не принят на вооружение ВВС и ВМС: «Проблемы с WS10A приобрели хронический характер, главными из них являются применяемые материалы и надежность двигателя. Пройдя испытания на наземных стендах, Taihang имеет ресурс 500 часов до первой переборки. Но как только этот двигатель оказывается в воздухе, у него часто возникают технические неисправности. Именно по этой причине китайские истребители J10B и J11B не оснащаются «Taihang». Так, модификацию J-11B китайцы не могут довести до приемлемого уровня до сих пор — в августе сообщалось, что у самолетов из второй партии истребителей J-11B, произведенной в конце 2009 г., в ходе приемочных испытаний, проводимых ВВС КНР, в воздухе возникли вибрации. Поэтому ВВС до сих пор отказываются принимать 16 самолетов.


Причина неудач китайских авиаконструкторов в том, что материалы китайского производства не соответствуют российскому или американскому уровню ни по структуре, ни по качеству. Особенно это сказывается на авиадвигателях — из-за некондиционных материалов, в том числе титановых, их ресурс до первой переборки составляет лишь 500 часов. В российских самолетах четвертого поколения — около 1 тыс. часов, для самолетов пятого поколения заявлен ресурс в 4 тыс. часов. Российский титан должен решить эту проблему.


Илья Макаров, аналитик «Атона», поделился с корреспондентом Finam.info своим мнением: «У «ВСМПО-Ависма» достаточно большие объемы производства, возможно, они обусловлены ставкой на внутренний спрос. Также у этой компании контракты на большие объемы поставок с Boeing и Airbus под авиационную индустрию. «ВСМПО-Ависма» планирует в два раза увеличить объемы производства к 2017 году и довести его до 46 тонн в год оксида титана ( чистый титан составляет 49%). 15 тысяч тонн титановой губки в год- это, в принципе, значительный объем для компании, поэтому Группа компаний «Петропавловск» составит ей большую конкуренцию. Рынок Китая, наверное, очень перспективен, потому что у них собственное производство достаточно быстро развивается. Китайцы быстро перенимают технологии, они быстро все копируют, и те же вертолеты, самолеты, они сами могут строить. Если они уже даже в космос запустили ракету. На самом деле по объему Китай очень мало идет на самолеты, это всего лишь несколько процентов от веса самолета, в основном он идет на детали двигателя и на шасси. В основном титан идет на эти цели. «Петропавловск» будет добывать руду, обогащать ее, а концентрат будет транспортироваться уже в Китай, где будет производиться непосредственно сам титан».

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...