На предновогодний период машиностроители «замораживали» свою повестку. Но были и исключения. Это, к примеру, Уралвагонзавод, побивший в декабре производственный рекорд и включившийся в общественную жизнь. Банкрот АМУР продлевал внешнее управление, дожидаясь инвесторов из Европы и Азии, «Уральские локомотивы» проводили испытание нового электровоза.
Экспертный информационный канал «УралПолит.Ru» продолжает публикацию рейтинга медийной активности машиностроительных компаний Уральского федерального округа. Данный выпуск анализирует информационное присутствие в Интернете девяти компаний в декабре 2011 года.
Задачей рейтинга упоминаемости является ранжирование машиностроителей региона в зависимости от количества публикаций с упоминаниями их названий в интернет-базе данных «Яндекс.Новости», объединяющей более 1000 СМИ. Полученный дайджест отражает не только ключевые темы самых медиаактивных компаний, но и объем их присутствия в повестке.
В список, согласно методологии, включаются только компании, непосредственно работающие на Урале. Поэтому такие металлургические холдинги, как ОАО «Группа ГАЗ», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», концерн «Тракторные заводы» и другие, в рейтинг не попали. «УралПолит.Ru» проанализировал деятельность только их уральских «дочек».
Позиция в рейтинге | Название предприятия | Количество упоминаний в декабре | Количество упоминаний в ноябре |
1 | ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) | 528 | 383 |
2 | ООО «ЧТЗ-Уралтрак» | 130 | 77 |
3 | ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения» (Уралмашзавод, УЗТМ) | 48 | 59 |
4 | ООО «Уральские локомотивы» | 47 | 54 |
5 | ОАО «ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» (УОМЗ) | 37 | 44 |
6 | ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» | 24 | 18 |
7 | ОАО «Уральский завод химического машиностроения» (Уралхиммаш) | 20 | 30 |
8 | ОАО «Курганский машиностроительный завод» (Курганмашзавод, КМЗ) | 17 | 42 |
9 | ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) | 16 | 18 |
1. ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
Компания завершила декабрь историческим производственным рекордом и подвела предварительные итоги работы. За 2011 год холдинг выпустил 25 тыс. вагонов, заработал выручку в 90 млрд и чистую прибыль в 10 млрд рублей. УВЗ исполнил 18 контрактов по гособоронзаказу на сумму 8,2 млрд рублей. Гендиректор УВЗ Олег Сиенко отметил около 200 наиболее эффективных сотрудников. Корпорация обеспечила себя контрактами на 2012 год: «Первой грузовой компании» будет поставлено 10 тыс. полувагонов, «Второй» – 4 тыс. полувагонов и 3 тыс. цистерн. В декабре стали известны прогнозы на ближайшее будущее: так как до 2020 года планируется укомплектовать армию России на 70 % отечественной продукцией, из федерального и областного бюджетов будут выделены средства на модернизацию Уралвагонзавода. Стало известно, что государство снизит свое присутствие в уставном капитале завода до 75 % + 1 акция. Завод выплатил 138,36 млн рублей в счет погашения облигационного купона и провел переговоры на поставку транспортной продукции в Казахстан. Также компания продемонстрировала возможности танка Т90С президенту Индии Пратибхе Патиле. Корпорация в декабре стала двукратным победителем премии «Итоги года Урала и Сибири – 2011» и награды Росрезерва по УрФО.
Предприятия, входящие в структуру УВЗ, также проходили в предновогодних новостях. Так, Волчанский механический завод освоил производство детских игровых комплексов, а «Уральская большегрузная техника» заключила контракт на поставку полувагонов с «Новой перевозочной компанией», стоимость договора составляет 2 млрд 478 млн рублей. Омское «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» начало выпускать кронштейны для полувагонов и ремонтировать бронетехнику Уралвагонзавода.
Корпорация в декабре вышла на политическую передовую: рабочие заявили о готовности встать на сторону Владимира Путина во время прямой линии, собрали комитет в поддержку кандидата в президенты. Промышленники обратились к рабочему классу Урала встать на сторону политика. Промышленники вышли на митинг с лозунгом «за стабильность» в Нижнем Тагиле. Производитель запустил несколько социальных проектов. Завод объявил о планах построить городскую поликлинику и провел благотворительную акцию в детских домах. Также компания включилась в программу по совместному капитальному ремонту автодороги в городе.
2. ООО «ЧТЗ-Уралтрак»
Завод накануне Нового года экспортировал в Венгрию бюджетный гусеничный бульдозер, в Румынию – тракторные узлы и детали, вступил в промышленную ассоциацию IPLOCA, отгрузил в Казахстан опору кузнечного молота. ЧТЗ получил заказы из Вьетнама на поставку комплектующих деталей, из Польши – на продажу тракторов. Более того, бульдозерами компании заинтересовался Туркменистан. Компания в составе делегации южноуральских промышленников провела переговоры с немецким машиностроителем MAN – европеец планирует открыть производство автобусов в Челябинской области. Также завод продемонстрировал возможности региона финским компаниям.
ООО выпустило модифицированный погрузчик для Росатома и выиграло конкурс Минпромторга РФ на разработку новых форсированных двигателей, на реализацию проекта ЧТЗ получит более 100 млн рублей. Завод завершил сертификацию системы менеджмента качества, выиграл федеральный конкурс «Сто лучших товаров России 2011 года» и «Двадцать лучших товаров Челябинской области 2011 года» за выпуск мини-бульдозера.
Компания договорилась с ОАО «Электромедь» о реставрации антикварного артиллерийского тягача С-65 «Сталинец». Для привлечения молодых кадров компания начала распространять предложения вакансий среди студентов и выпускников вузов и колледжей. В декабре сборная команда ЧТ заняла второе место в городских соревнованиях среди челябинских рабочих.
3. ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»
Компания завершила отгрузку дробилки для белорусского предприятия «Гранит», выпустила более 82 млн дополнительных акций и запустила новые кадровые проекты – «Школа руководителя цеха» и «Стипендиат». Программы предусматривают повышение квалификации руководителей завода и подготовку студентов к работе не предприятии.
Запуск оборудования Уралмаша также прошел на Кузбассе: на Краснобродском угольном разрезе ОАО «Кузбассразрезуголь» выведен в эксплуатацию уральский экскаватора ЭКГ-18. В Белоруссии также был запущен шагающий экскаватор ЭШ 11.75 Уралмашзавода. Также в декабре в СМИ проходила информация о выходе ООО «Арагон» из состава акционеров завода. Ранее общество владело 23,88 % акций.
4. ООО «Уральские локомотивы»
В декабре компания отгрузила Свердловской железной дороге одиннадцатый электровоз «Синара» № 146, машина была последней из произведенных в 2011 году. По итогам года компания также выпустила 63 грузовых локомотива с коллекторным тяговым приводом. Перед зимними каникулами состоялась первая поездка электровоза «Гранит» по Транссибирской магистрали, машина преодолела расстояние в
5. ОАО «ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова»
В декабре компания приобрела нового партнера в Германии: УОМЗ договорился с электросетевой компанией Ганновера о поставке светодиодных светильников, продукция будет освещать европейские улицы. УОМЗ также заключил дилерский контракт с компанией «Урал Бизнес Миссия» по продвижению светодиодной продукции на территории стран Евросоюза. Завод принял решение о размещении допэмиссии обыкновенных акций на сумму более 700 млн рублей. По итогам работы в 2011 году гендиректор компании Сергей Максин представил российскому Минпромторгу конструкцию рабочего места анестезиолога. Также топ-менеджер получил премию «Золотая идея», посвященную разработкам в ОПК. Компания продемонстрировала светодиодную продукцию на выставке «Интерсвет-2011» и приняла участие в аргентинском бизнес-форуме.
В декабре предприятие, включившись в благотворительную акцию Росбанка, предоставило мурманскому родильному дому инкубатор, выпущенный на заводе. Стало известно, что предприятие вошло в список управления Генпрокуратуры РФ по УрФО: в 2012 году надзорное ведомство наведается на предприятие с ревизией.
6. ОАО «Златоустовский машиностроительный завод»
Златмаш сформировал инвестиционную программу на 2012 год: предприятие планирует вложить в техперевооружение 250 млн рублей. Деньги пойдут на модернизацию оборонного и гражданского производства. В декабре генеральный директор завода Сергей Лемешевский озвучивал предварительные итоги 2011 года: объем выпуска гражданской продукции составит около 2,5 млрд рублей. Перед зимними праздниками компания изготовила первые образцы электроплиты «Мечта 441П», которую планируется поставить на конвейер в феврале – марте 2012 года. Также Златмаш вошел в список «100 лучших товаров в России» со своей выпущенной неонатальной кроваткой. Предприятие в декабре завершило строительство новых жилых домов в Златоусте.
7. ОАО «Уральский завод химического машиностроения»
Уралхиммаш в декабре завершил опытные испытания нового электролизера. Совместно с московской инжиринговой компанией «АСК Технологии» завод разработал новые модульные станции ЭСМ-10. Оборудование предназначено для производства водорода методом электролиза воды. Первые комплекты будут поставлены на Южноуральскую ГРЭС-2 (входит в ОАО «ОГК-3») в течение января – марта 2012 года.
8. ОАО «Курганский машиностроительный завод»
Скандальное разбирательство между КМЗ и Министерством обороны к концу 2011 года продолжилось за закрытыми дверями. Федеральное ведомство требует в московском арбитраже взыскать с завода 1,4 млрд рублей неустойки и 283,5 млн рублей за срыв государственного контракта. По ходатайству Миниобороны судьи присвоили иску гриф «секретно».
Компания раскрыла производственные и финансовые показатели: за январь – октябрь 2011 года Курганмашзавод увеличил выпуск гражданской продукции в два раза. Вырос объем выпуска вездеходов, погрузчиков и автоприцепов, спрос обеспечили коммунальные и строительные организации Зауралья. Компания заработала по итогам третьего квартала чистую прибыль суммой 67 млн 199 тыс. рублей, выручку размеров в 6 млрд 229 млн рублей.
9. ЗАО «Автомобили и моторы Урала»
Пока министерство промышленности Свердловской области искало инвесторов для банкрота, совет директоров АМУРа ходатайствовал перед арбитражем продлить внешнее управление. В декабре правительство проводило переговоры со словенской компанией Troliga Bus об организации сборочного производства автобусов на уральской площадке, европейцы в январе намерены предоставить подробный бизнес-план. Также к среднеуральскому заводу проявил интерес Китай: азиатские промышленники готовы модернизировать сварочное производство АМУРа за 100 млн рублей.
Внешнее управление на заводе было введено на 18 месяцев, в реестр включили 39 требований кредиторов на сумму 3 млрд 774 млн рублей.