/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Финансовый год на мировых рынках железной руды и коксующегося угля не совпадает с календарным и начинается 1 апреля. Многие металлургические компании ждут приближения этой даты с большой тревогой. С начала второго квартала их затраты на сырье должны резко увеличиться, что может крайне негативно сказаться на состоянии отрасли, и так ослабленной прошлогодними финансовыми потерями.
Австралийско-японский альянс BHP Billiton – Mitsubishi, крупнейший в мире поставщик коксующегося угля, уже задал сырьевому рынку направление движения на новый финансовый год, заключив контракты с японскими и индийскими покупателями не на целый год, как обычно, а всего лишь на второй квартал 2010 года. Как сообщали представители японской сталелитейной компании JFE Steel, им пришлось пойти на отступление от традиционного порядка, поскольку они так и не смогли договориться с поставщиком о масштабе изменения годовых цен.
Впрочем, так или иначе достигнутое квартальное соглашение отражало, прежде всего, требования BHP Billiton. Новые цены на коксующийся уголь составили около $200 за т FOB Австралия, что на 55% превосходит показатель 2009/2010 финансового года ($129 за т) и практически совпадает со средним уровнем спотовых цен на коксующийся уголь в начале марта.
По мнению большинства экспертов, в течение года цены на коксующийся уголь, как спотовые, так и квартальные, будут увеличиваться. В частности, аналитик из австралийского ANZ Bank Марк Перван предсказывает, что к началу третьего квартала стоимость этого материала возрастет до $260-270 за т FOB. К аналогичным выводам пришел и сотрудник Pengana Capital Тим Шрёдерс. Впрочем, он полагает, что во втором полугодии коксующийся уголь несколько подешевеет.
Основную причину подорожания коксующегося угля можно выразить всего лишь одним словом – Китай. В настоящее время в китайской угольной отрасли проходят те же самые процессы, что несколько лет тому назад наблюдались в железорудной. Стремительное расширение потребления коксующегося угля и кокса вследствие увеличения объемов выплавки стали не сопровождается адекватным ростом производства сырьевых материалов. В этом году в Китае должно быть добыто более 3 млрд. т угля всех марок, но даже непрерывно расширяющаяся железнодорожная сеть не может справиться с перевозками этого чудовищного объема. Кроме того, государство сдерживает темпы роста в отрасли, закрывая многочисленные мелкие шахты (фактически «копанки») с ужасными условиями труда.
В 2008 году Китай впервые в своей истории превратился в нетто-импортера коксующегося угля, ввезя около 6,85 млн. т этого сырья. В 2009 году импорт подскочил до 34,4 млн. т, а в январе 2010 года объем закупок составил почти 5 млн. т. По итогам года этот показатель, по некоторым прогнозам, составит порядка 60-75 млн. т.
Еще одним крупным покупателем коксующегося угля становится Индия. Компания SAIL, крупнейший в стране производитель стали, обеспечена собственным углем только на 30%, ведущая частная металлургическая компания Tata Steel – на 70%, но вынуждена закупать за границей весь уголь для снабжения своего европейского подразделения Corus. Также полностью удовлетворяет свои потребности в коксующемся угле за счет импорта еще одна крупная индийская компания JSW Steel. Причем, на ближайшие годы в Индии запланировано значительное расширение мощностей по выплавке стали.
Горнодобывающие компании пока не успевают наращивать поставки так быстро, как того требует увеличивающийся спрос на коксующийся уголь. К тому же, в начале марта на австралийский штат Квинсленд, где сосредоточены крупнейшие угольные залежи континента, обрушились катастрофические ливни, приведшие к затоплению ряда разрезов и выводу из строя железных дорог, соединяющих угольные месторождения с портами. Компании Xstrata и Peabody Energy были вынуждены приостановить добычу угля и объявить форс-мажор. Очевидно, это лишь приведет к новому росту цен на спотовом рынке коксующегося угля, который сегодня является ориентиром для долгосрочных контрактов.
Помимо коксующегося угля, резкое подорожание угрожает в апреле железной руде. К тому же, BHP Billiton, которая и на этом рынке является одним из крупнейших игроков, всячески продвигает идею квартальных контрактов на железную руду. И вероятность такого исхода довольно велика. Наконец, в начале марта пошли вверх и цены на металлолом. Стоимость американского материала HMS № 1 в Восточной Азии превысила $400 за т CFR, а при поставках в Турцию приближается к этой отметке.
По прогнозам британской компании Macquarie Research, вследствие подорожания железной руды, коксующегося угля и металлолома затраты металлургических компаний на выплавку тонны стали возрастут с 1 апреля, примерно, на $150. Однако вопрос, смогут ли производители стали добиться адекватного увеличения котировок на свою продукцию от конечных потребителей? В последний раз цены на сырье поднимались настолько активно весной 2008 года, но тогда на рынке стали был бум, а котировки на нее вскоре взлетели до рекордных значений (после чего с треском рухнули). Но сегодняшняя ситуация гораздо менее благоприятна для металлургов, чем два года тому назад.
С одной стороны, японская компания JFE Steel заявила о подъеме цен на плоский прокат на $200 за т в течение второго квартала. Но, с другой, в той же Японии автомобильная корпорация Toyota, один из крупнейших потребителей стали в стране, хочет добиться снижения годовых цен на горячекатаные рулоны на 9% по сравнению с 2009/2010 финансовым годом. Похожая картина и в других западных странах. Экономика Европы и США так и не восстановилась после кризиса, а некоторые эксперты предупреждают об опасности «второй волны». В итоге потребители ведут себя осторожно, стараются не создавать значительных запасов проката и решительно не видят, с какой это радости им нужно соглашаться на 30-40%-ный скачок цен на стальную продукцию по сравнению с концом прошлого года.
В то же время, металлургические компании в последние месяцы стабильно увеличивали загрузку мощностей. Это может привести к переполнению рынка и ценовому обвалу в конце второго – начале третьего квартала текущего года, а то и раньше – если радужные надежды металлургов на весеннюю активизацию спроса не оправдаются самым грубым образом. Тогда новый кризис может оказаться не менее разрушительным для отрасли, чем в 2008 году.
Впрочем, на рынке стали есть возможность и для более благоприятного сценария. Если предложение не станет очевидно избыточным, а металлурги смогут провести свою линию на повышение цен не взирая на проблемы со спросом (что они пока вполне успешно делают), стоимость стальной продукции в мире будет постепенно подниматься на протяжении всего второго квартала, пока не дойдет до устраивающего производителей стали уровня, обеспечивающего покрытие выросших затрат. Дальнейшее развитие событий будет уже зависеть от состояния мировой экономики, а в первую очередь, экономики Китая и западных стран. Здесь, прежде всего, важно не поддаваться панике при неудачах. Первые же признаки спада могут вызвать лавину падения цен по всему миру.
В более долгосрочном плане, очевидно, следует ожидать роста интереса металлургических корпораций к приобретению железорудных и угольных активов с целью создания вертикально интегрированных цепочек. Сегодня наличие сырьевых запасов является весомым конкурентным преимуществом ряда российских групп и украинского «Метинвеста». По этому пути идет, в частности, Arcelor Mittal: к 2014 году группа планирует добиться 75-85%-ного самообеспечения по железной руде. О намерении инвестировать больше средств в приобретение источников сырья заявили в начале марта и такие компании как японские Nippon Steel и JFE Steel, корейская Posco, индийская Essar Steel и другие. Уже в ближайшей перспективе это может привести к широкомасштабному переделу собственности в мировой угледобывающей и (в меньшей степени из-за более высокой степени концентрации) железорудной отраслях.