/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ С точки зрения спроса первая половина июня оказалась не самым благоприятным месяцем для ближневосточного рынка конструкционной стали. Объем закупок турецкой арматуры Египтом, резко сократившийся еще в мае, до сих пор не восстановился: местные компании все еще расходуют ранее завезенные в страну запасы продукции. По аналогичной причине произошел спад и в Алжире, к тому же, там строительная отрасль была вынуждена сбавить обороты из-за нехватки цемента. В ОАЭ спрос на арматуру упал на 40-50% по сравнению с докризисным периодом. И хотя в последнее время растут объемы строительных работ в Абу-Даби, масштабов кризиса в Дубае это не компенсирует. В Иране вообще президентские выборы с традиционным в последнее время конфликтом по поводу подсчета голосов…
В этой связи повышение цен на турецкую арматуру в конце первой декады июня выглядело нелогичным. При низком спросе турецкие компании увеличили стоимость своей продукции от $425-440 до $460-470 за т FOB. Покупатели из ОАЭ, еще недавно выставлявшие требования из расчета $420-430 за т CFR, теперь получают предложения на уровне $470-480 за т CFR. В самой Турции внутренние котировки на арматуру средних размеров возросли от менее $430 до более $450 за т EXW (без НДС). Катанка турецкого производства подорожала от $430-450 за т в начале месяца до около $460-480 за т FOB.
Производители объясняют свои действия высокими затратами на покупку сырья и полуфабрикатов. В частности, цены на заготовки из СНГ увеличились от $350-360 за т FOB в начале июня до $370-380 за т FOB. Из-за низких объемов выпуска на региональном рынке в последнее время наблюдается некоторый дефицит полуфабрикатов, что заставляет турецких прокатчиков приобретать заготовки в Западной Европе.
Однако наиболее важную роль в подорожании длинномерного проката сыграл, пожалуй, металлолом. В конце мая, когда на Ближнем Востоке упал спрос на арматуру, а цены покатились вниз, турецкие металлурги начали действовать привычным проверенным способом – прекратили закупки металлолома, одновременно стартовав с поставщиками переговоры, направленные на понижение цен от более $250 до $220-230 за т CFR – для начала. Но на сей раз традиционный механизм не сработал. Экспортные потоки металлолома из США (крупнейший поставщик лома в Турцию) замкнул на себя Дальний Восток. При высоком уровне спроса, прежде всего, в Китае американские трейдеры могли рассчитывать на цены около $210-220 за т FOB. В течение последних двух недель этот уровень не изменился.
В результате турецкие компании, возобновив закупки металлолома, были вынуждены конкурировать за это сырье с покупателями из Восточной Азии. Цены же остались в районе отметки $250 за т CFR – именно такие цены сейчас предлагают турецким металлургам поставщики из США, ЕС и России. А дороговизна лома ведет за собой и подорожание готового проката, равно как и заготовок турецкого производства, дошедших до $400-415 за т FOB.
Однако в любой сделке участвуют две стороны. И в этом отношении перспективы ближневосточного рынка, в целом, обнадеживают. Хотя некоторые потребители придерживаются выжидательной политики и приостановили закупки, рассчитывая на скорое возвращение арматуры на прежний низкий уровень, согласно сообщениям турецких трейдеров, повышение цен практически не оказало воздействия на объемы спроса в регионе. Он остается невысоким, однако единогласного отвержения новых цен и агрессивной игры на понижение, характерной для октября прошлого года, нет и в помине. Более того, в последние дни пошли вверх внутренние цены в Сирии, Иордании и Иране.
Ближайшие же перспективы ближневосточного рынка зависят от ситуации в Египте. В текущем году эта страна занимает уникальное положение в регионе. В январе-мае 2009 года турецкие компании поставили в Египет 1,845 млн. т арматуры, в сто (!) раз больше, чем за тот же период предыдущего года, и больше, чем во все страны Персидского залива, вместе взятые (1,807 млн. т). Именно благодаря Египту Турция за первые пять месяцев 2009 года смогла увеличить экспорт арматуры на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (до 4,714 млн. т) несмотря на резкое (35-50%) сокращение поставок на остальные рынки сбыта.
Как сообщают западные бизнесмены, побывавшие в Египте, вся страна в последние месяцы превратилась в гигантскую стройку, а по количеству подъемных кранов Каир даст фору Дубаю. В рамках программы стимулирования экономики правительство выделило около $3 млрд. на строительные и инфраструктурные проекты, кроме того, в начале этого года еще свыше $700 млн. было направлено на строительство и капитальные ремонты школ и больниц. В стране, чье более чем 75-миллионное население к 2025 году должно удвоиться, совершенно не виданных масштабов достигло жилищное строительство, причем, местные компании стремятся как можно быстрее реализовывать свои проекты, пока цены на стройматериалы (включая конструкционную сталь) находятся на самом низком уровне за последние несколько лет. В ближайшие месяцы должны стартовать грандиозные по своим масштабам работы по прокладке каналов и строительству портов.
Судя по всему, египетские компании в ближайшие две-три недели могут возобновить закупки арматуры, что, безусловно, укрепит региональный рынок и должно предотвратить понижение цен на нем. Более сложный период начнется на нем во второй половине июля и в августе, ближе к началу Рамадана, но и тогда турецкие компании, скорее всего, попытаются удержать цены на длинномерный прокат на относительно высоком уровне, заботясь о поддержании своей рентабельности.