/Артем Зверев, Rusmet.ru/ Бизнесмены многому учатся у политиков. Именно политики первые начали глобализационные процессы, взять хотя бы тот же ЕС, Меркосур или НАФТА. Разумеется, многие союзы были образованы именно с точки зрения бизнес- и политической эффективности. Тем не менее, довольно часто подобные союзы являются некоторым сообществом по интересам: они, на мой субъективный взгляд, заинтересованы не только в абсорбции себе подобных, но и в изоляции себя и себе подобных от различных нежелательных элементов. Зачастую эти страны (компании) объединяются с целью противостоять «опасной» и «угрожающей» политике тех же самых нежелательных элементов.
На самом деле, получается довольно забавно. Страны ЕС, закрывающие свои границы для граждан России, стран СНГ, Китая и др. как правило, стараются закрыть свои границы не только для людей, но и для продукции из этих стран (в нашем случае это сталь). США и Канада ведут себя аналогично. У Австралии и Новой Зеландии другие проблемы – нелегальная иммиграция из Китая и стран Юго-Восточной Азии – китайцу или вьетнамцу очень сложно получить австралийскую визу. Тем не менее, от экономики Китая (граждане которого и продукция которого дискриминируются где только можно) зависимость маленькой (по численности населения) Австралии растет не по дням, а по часам. И все больше и больше этот огромный Китай, от которого (если речь не идет о продажах) все стараются по максимуму отгородиться, становится смыслом жизни одной из основных промышленных отраслей Австралии.
Европа отгородилась и пытается отгородиться еще больше от Китая, США в силу географических ограничений — и так уже давно «другая планета», Латинская Америка довольно неплохо «консолидирована» как торговыми союзами (Мекросур), так и при помощи Arcelor Mittal, Gerdau, зарубежных инвесторов, Уго Чавеса и китайских эмиссаров. В Юго-Восточной Азии ситуация другая – завистливые взгляды перемещаются с Китая на Австралию, а с Австралии на США. Тем не менее, собственная тусовка (АСЕАН) существует и успешно работает (перемещения «практически» без виз, «практически» без торговых ограничений). Если отбросить в сторону золотой миллиард, мало кого интересующую Африку (с промышленной, но не сырьевой точки зрения), мало-помалу консолидированные страны мы увидим, что по большому счету остаются три серьезных очага (Центральную Америку и страны Океании рассматривать также глупо), которых: не очень любят, боятся и дискриминируют, либо же стараются дискриминировать. Думаю, не секрет, что это СНГ, Китай и Индия.
Интересно подобное деление тем, что «если все будет хорошо», то через 5-7 лет эти страны будут выпускать чуть менее 1 млрд т стали. И две страны из этого списка – Китай и Индия, видимо, отлично это понимают. Именно они сделали первый шаг к сближению на прошлой неделе.
Две ведущие металлургические державы, одна состоявшаяся, другая – потенциальная, планируют подписать соглашение о намерениях по развитию стального бизнеса. Разумеется, был назван и повод – совместная разработка месторождений руды и коксующихся углей. С рудой проблемы существуют у Китая, с коксом же – у Индии. Запасов индийской руды, по данным Министерства стали Индии, хватит лет на 200, запаса коксующихся углей в Китае – лет на 80. Так что подписание подобного соглашения выглядит вполне логичным.
Есть и второй повод порадоваться китайским и индийским металлургам – за последние годы Китай совершил (не без помощи Японии и Европы) технологическую революцию в области металлургии. Индии же – на волне создания новых мощностей китайских технологический опыт сильно бы пригодился. Думаю, что сотрудничество пойдет и дальше – Индии необходимо развивать транспортную инфраструктуру, Китай же, скорее всего, может помочь индийским коллегам – благо, свой опыт имеется. Если китайские инженеры строят фабрики и дороги в странах Латинской Америки, почему бы им не получить выгодные контракт в Индии?
Не буду лукавить, сознательность подобную китайские и индийские промышленники (а точнее говоря, руководители промышленных министерств) проявили не просто так. Они проявили ее по делу. Думаю, понятно, почему договор будет подписан и почему он позиционируется как сырьевой. О проблемах Индии с коксом известно давно, но страна вроде бы эти проблемы решает за счет закупок из Австралии. Кроме того, в планах индийских сырьевиков – создание совместных предприятий на территории Австралии. Вспомним события недельной давности, когда было объявлено о возможном слиянии BHP Billiton и Rio Tinto. Главная мишень этого объединенного выстрела – несомненно Китай. Подписывая договор с Индией, Китай сможет серьезно диверсифицировать импорт железной руды, а, кроме того, сам поучаствовать в разработке месторождений (кокс в обмен на руду).
Кто выиграет больше от подобного договора сказать сейчас сложно. С одной стороны Индия привлечет инвестиции из Китая, обеспечит стабильный сбыт руды, возможно, и в инфраструктуре выиграет. Китай же облегчит себе ситуацию, которая может возникнуть после объединения рудных гигантов в Австралии. Союз политический, безусловно, но чья политическая смекалка окажется более эффективной – сказать не берусь. В данном случае коса найдет на камень. Даже объединенной BHP+Rio Tinto не выгодно ссориться в Китаем – через 5 лет «поспеют» африканско-китайские запасы, наладится долгосрочное партнерство с Индией, бразильские друзья помогут. И тогда, кто знает, с чем останется неповоротливый австралийский гигант…