Правительство и коммунистическая партия Китая опубликовали новый план реформ госсектора. Он предполагает, что госкомпании повысят доходность, введут рыночные механизмы в процесс управления и расстановки кадров. Госкомпании привлекут частный капитал, могут стать смешанными предприятиями. Произойдут слияния и поглощения, фирмы-зомби исчезнут. Но документ не раскрывает вопрос о том, будет ли позволено неэффективным предприятиям стать банкротами. Как полагают эксперты, преобразования, охватывающие пятилетний период, будут осторожными. КПК не допустит, чтобы масса работников в результате закрытия фабрик оказалась на улице.
Пекин решил начать капитальный ремонт раздутого государственного сектора в тот момент, когда экономика страны замедлила рост. Но план, обнародованный на днях, предусматривает только скромную корректировку «социализма с китайской спецификой», который, впрочем, многие западные эксперты именуют государственным капитализмом. Директива нацелена на то, чтобы поднять доходность госкомпаний, разрешив им принимать частные капиталовложения.
Однако в документе не раскрыт ответ на вопрос, допустит ли власть, чтобы предприятия с плохими финансовыми показателями пошли на дно. А от этого, как пишет газета Wall Street Journal, зависит успех реформы.
Как говорят советники правительства, председатель КНР Си Цзиньпин вовсе не считает, что госсектору должна принадлежать второстепенная роль. Наоборот, он должен занимать переднее сиденье, но эффективность должна быть повышена. Проблема в том, что нужно поддерживать высокие темпы роста и одновременно проводить капитальный ремонт. А этот процесс может в краткосрочной перспективе притормозить экономику. Ведь уже сейчас многие госкомпании в таких отраслях, как сталь, добыча угля накопили избыточные производственные мощности. Они набрали много кредитов и других ресурсов, что наносит ущерб как частным фирмам, так и потребителям.
В воскресенье были обнародованы данные об инвестициях в основной капитал в августе. Они оказались слабее, чем ожидалось. Это означает, что правительству будет труднее достичь роста ВВП в 7%, как оно обещает.
Тем не менее партия не собирается отказываться от углубления реформ, говорит Чжан И, глава Госкомиссии по надзору и управлению активами ,которая руководит деятельностью более 100 крупнейших госкомпаний КНР. В то же время, по его словам, в процессе реформ будет усилена руководящая роль партии на предприятиях. Это на практике означает, что если не посты директоров, то другие важные должности будут принадлежать секретарям или членам парткомов компаний.
План не устанавливает твердой даты завершения реформ. Это не категоричный указ, который нужно выполнить к определенному сроку. Как отмечает Сюй Баоли, старший научный сотрудник Университета политических наук и права Китая ,документ не носит обязывающего характера. Однако ожидают, что реформа должна принести практические результаты к 2020 году.В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что «реформу госсектора утвердил 3-й пленум ЦК КПК, состоявшийся год назад. Ставилась задача поднять значение рыночных начал в руководстве предприятиями, принадлежащими государству. Новый документ означает, что решения пленума реализуются. Госсектор постепенно открывается для частного и иностранного капитала. Причем его могут допустить даже в оборонную промышленность. Это связано с тем, что Китай строит огромные военно-морские силы. У правительства средств на это не хватает. Оно хочет привлечь частных инвесторов».
О масштабах предстоящей работы говорят следующие цифры, приведенные агентством Reuters. Центральное правительство через упомянутую выше госкомиссию управляет 111 компаниями. Местные правительства владеют и управляют примерно 25 тыс. компаний. В госсекторе занято около 7,5 млн человек.
Китай уже не раз пытался реструктурировать госсектор. В 1990-х годах премьер Чжу Жунцзи закрыл тысячи фирм, принадлежавших государству. Но мало что было сделано для улучшения уровня управления госкомпаниями. Их доходы постоянно отставали от доходов частных предприятий.
Разрабатывая новые установки, чиновники учитывали и опыт Сингапура. Там государственными фирмами управляет холдинг Temasek Holdings. Согласно сингапурской модели, правительство берет на себя лишь роль участника, получающего дивиденды. А повседневное руководство компаниями поручено профессиональным менеджерам, которым платят по ценам рынка.
План, обнародованный Пекином, не строится целиком на модели Temasek. Ведь чиновники, ответственные за госпредприятия, не хотят допустить уменьшения своих полномочий. Все же установки предусматривают, что советам управляющих корпораций должна принадлежать более значительная роль.