№ п/п | Мероприятие | Обоснование |
Поддержка экспорта металлопродукции и защита российских производителей на внешнем и внутреннем рынках | ||
1 | Разработка регламента взаимодействия представительных организаций бизнес сообщества (РСПП,ОПОРА и т.д.) с профильными министерствами (департаментами, ведомствами, комитетами) по формированию таможенной политики в интересах российских производителей, в т.ч. металлургов. | Предложения по введению экспортных –импортных пошлин, а также по их изменению, должны сопровождаться экономическими расчетами и проходить обязательную экспертизу бизнес сообщества. |
2 | Постоянный мониторинг ситуации на внешних рынках сбыта металлопродукции | Даже прогнозируемое вступление России в ВТО не должно ослаблять меры протекционистской политики, поскольку достаточно примеров применения со стороны стран-членов ВТО к российским металлургам различных мер по ограничению доступа на товарные рынки: квоты, заградительные пошлины и т.п. |
3 | Профилактика и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного экспорта российской металлопродукции | |
4 | Методическое, организационное и экспертное содействие российским металлургам при выявлении торговых барьеров, включая меры торговой защиты | |
5 | Разработка мероприятий на правительственном уровне по лоббированию отмены странами ЕС 6% пошлины на экспорт первичного алюминия | Необходимость повышения конкурентоспособности продукции российского производства на рынках стран ЕС |
6 | Сохранение практики привязки цен на алюминиевую продукцию на внутреннем рынке к ценам на первичный алюминий на Лондонской бирже металлов | Необходимость применения общепринятой мировой практики в целях недопущения дисбаланса экспортных операций и продаж на внутреннем рынке и обеспечения конкурентоспособности компаний металлопотребляющих отраслей промышленности в преддверии вступления России в ВТО |
Создание условий для инновационного развития металлургии | ||
1 | Концентрация бюджетных и внебюджетных источников финансирования для выполнения инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение в рамках приоритетных направлений развития науки и техники, в т.ч. решающих проблемы экологии, энергосбережения, создания высокочистых металлов, новых материалов и сплавов | Снижение издержек производства отечественных производителей, снижение энергоемкости производства |
2 | Разработка предложений по налоговому стимулированию активизации инновационной деятельности и развития венчурного инвестирования в металлургии | |
Развитие сырьевой базы металлургической промышленности | ||
1 | Содействие созданию (или воссозданию) системы геолого-разведочных организаций для ведения комплексной разведки недр на территории РФ и участию российских компаний в международных тендерах и программах по разведке и разработке недр территории других государств | |
2 | Составление ресурсных балансов РФ (добыча, ввоз, вывоз ресурсов, сопряженность ресурсов с перерабатывающими мощностями, оценка отраслевой эффективности использования ресурсов, определение текущего и стратегического дефицита ресурсов) раз в 3, 5, 10 лет. | Данные отчетов балансов должны учитываться при формировании экономической политики, в т.ч. промышленной, таможенной, инвестиционной, налоговой и т.п., а также при определении конкурсных условий на право пользования ресурсами. |
3 | Разработка прогноза потребления минерально-сырьевых ресурсов металлургической промышленностью и подготовка предложений по вовлечению в производственное освоение объектов минерально-сырьевой базы России с целью покрытия потребностей металлургии в минеральном сырье | |
4 | Разработка государственной программы по созданию рудной базы, в частности, по бокситам | Снижение зависимости отечественных производителей от импортных поставок сырья |
5 | Разработка программы по стимулированию расширения использования вторичного сырья — лома и отходов черных и цветных металлов | Необходимость экономии энергетических/сырьевых ресурсов; обеспечение устойчивого развития металлургической промышленности |
Модернизация производства и повышение конкурентоспособности продукции | ||
1 | Мониторинг влияния тарифной политики естественных монополий на условия развития потребляющих отраслей на примере ряда компаний, т.ч. черной и цветной металлургии. | Тарифы должны быть ориентированы на развитие экономики в целом, т.е. учитывать покупательную способность действующих субъектов рынка и не ограничивать возможности появления новых субъектов и мощностей. |
2 | Разработка процедуры участия представителей отраслевых бизнес объединений в обсуждении инвестиционных программ естественных монополий (до их утверждения). | Это позволит максимизировать гармонизацию с инвестиционными программами и действующими мощностями ведущих потребляющих отраслей экономики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Такая процедура должна быть частью механизма государственного регулирования деятельности естественных монополий. |
3 | Внесение изменений в федеральный закон «О естественных монополиях» в части введения дополнительной нормы по ограничению объема и перечня дополнительных услуг, оплачиваемых сверх тарифа | |
4 | Разработка Типового положения (двухстороннего договора) на оказание услуг естественными монополиями (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») предприятиям металлургического комплекса на долгосрочной основе (10-15 лет), включая формулу ценообразования. | Привлечение инвестиций в капиталоемкие объекты металлургического комплекса. |
5 | Стимулирование внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий | |
6 | Изменение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в РФ | |
7 | Разработка положения о налоговой льготе на инвестиции на промышленное и гражданское строительство, а также направленные на реконструкцию и модернизацию действующих производств. | Привлечение долгосрочных инвестиций в развитие металлургической промышленности. |
Реализация крупных инвестиционных проектов | ||
1 | Развитие системы страхования инвестиционных и инновационных рисков | |
2 | Разработка комплекса мер по упрощению порядка выдачи согласований и технических условий на начальном этапе инвестиционного процесса | В настоящее время в большинстве случае, чтобы согласовать саму возможность реализации проекта или получить необходимые технические условия, надо разработать проектную документацию почти в полном объеме. Введение стадии упрощенного согласования на этапе подготовки технико-экономического обоснования инвестиционного проекта позволит значительно сократить время на подготовку и одновременно повысить качество ТЭО, т.к. появляется возможность проработать в короткое время различные проектные варианты |
3 | Установление жесткой регламентации по времени процесса оформления земель под промышленное строительство. | Перевод земель из одной категории в другую может занять годы. |
4 | Стимулирование инвестиций компаний в строительство новых объектов социальной сферы с последующим освобождением от налогов на сумму инвестиций. | Новые металлургические производства, как правило, располагаются в небольших поселениях или микрорайонах, социальная инфраструктура которых неудовлетворительна, а доходная база местных властей не позволяет построить объекты социальной сферы к пуску производственных мощностей. |
Техническое регулирование в металлургической промышленности | ||
1 | Разработка специальных технических регламентов, учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции и максимально гармонизированных с международными документами | |
2 | Подготовка технических регламентов в области охраны окружающей среды | Совершенствование системы нормирования в области охраны окружающей среды – переход от санитарно-гигиенических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) к техническим (удельным) нормативам допустимых выбросов для используемых технологий с учетом наилучших природоохранных мероприятий |
Развитие кадрового потенциала и социальная поддержка высвобождаемых работников | ||
1 | Разработка нормативной базы целевой подготовки специалистов для предприятий металлургической отрасли | Закрепление ответственности студентов ВУЗов за результат обучения и возвращение на предприятия |
2 | Законодательное и нормативно-правовое обеспечение участия работодателей в принятии решений по развитию профессионального образования, аттестации профессионального образования | Повышение качества профессиональной подготовки специалистов |
3 | Разработка механизмов стимулирования инвестиций в профессиональное образование со стороны бизнеса | Отнесение затрат, связанных с целевой подготовкой студентов в ВПО и СПО на себестоимость продукции |
4 | Разработка нормативной базы по обеспечению деятельности центров внутрифирменной подготовки персонала | Отсутствие в законе «Об образовании» статуса «учебный центр предприятия» |
5 | Разработка профессиональных компетенций для персонала металлургической отрасли | Требования международных стандартов в области образования. Вхождение в ВТО |
6 | Правовое обеспечение участия работодателей в формировании учебных планов ВУЗов. Увеличение доли практической составляющей обучения. | Повышения качества подготовки специалистов |
7 | Организация системы и механизма взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и предприятий отрасли при проведении реструктуризации, высвобождении работников и создании новых рабочих мест. | Реструктуризация должна стать социально-ответственным инструментом ведения бизнеса, необходим комплекс мер и типовая методика реструктурирования предприятий отрасли. |
8 | Разработка программы по государственной поддержке высвобождаемых работников градообразующих предприятий в целях решения проблем трудоустройства | Недопустимость возникновения социальной напряженности в результате прогнозируемого сокращения численности промышленно-производственного персонала в целях повышения конкурентоспособности российских металлургических компаний |
9 | Подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров через аспирантуру и докторантуру ГНЦ, ВУЗов РАН | |
Другие мероприятия | ||
1 | Повышение эффективности деятельности государства при разработке нового законодательства и рассмотрении стратегических проектов в металлургической отрасли | Ускорение процедур пересмотра действующего законодательства (в частности, по обеспечению мероприятий в рамках Киотского протокола) и проведения экспертизы проектов национального уровня |
2 | Разработать программы (Минздравсоцразвития России, РАМП) на 2007-2008 гг. гармонизации санитарно-гигиенических нормативов предельно-допустимых концентраций веществ в атмосфере в районах расположения металлургических предприятий. | Гармонизация российского законодательства, в части санитарно-гигиенических нормативов с нормативами, действующими в странах ЕС и других развитых странах, а также с рекомендациями ВОЗ. |
3 | Разработка программы по поддержке металлопотребляющих отраслей промышленности | Необходимость расширения спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке |