Ведомостям» стали известны основные положения этого проекта, который, по словам первого замминистра имущественных отношений Александра Бравермана, будет внесен в Думу в начале второго квартала.
Согласно правительственному проекту, запустить процесс национализации сможет только само правительство. Возможных оснований для этого два — интересы национальной обороны и безопасности, а также обеспечение социальной стабильности. Первым делом правительство будет нанимать независимого оценщика, который определяет рыночную стоимость нужного государству актива. Если владелец не согласен с оценкой, он нанимает своего оценщика и подает на правительство в суд. После того, как дело пройдет три судебных инстанции, правительство закрепляет в бюджете средства на выкуп предприятия, а уже потом вносит в Думу инициативу о национализации. Если Дума ее принимает, компания выкупается. По информации «Ведомостей», на оформлении каждого случая деприватизации отдельным законом настаивает Главное правовое управление Кремля.
До сих пор правительство медлило с внесением в Думу законопроекта о национализации. На днях, однако, депутаты показали, чем это грозит. Неожиданно был принят в первом чтении законопроект депутата Адриана Пузановского (группа «Народный депутат») , с которым правительственные чиновники в корне не согласны. И хотя в пятницу по инициативе фракции «Единство» этот документ был возвращен в первое чтение и триумфально провален, авторы правительственного проекта натерпелись достаточно страха, чтобы ускориться.
«Проект Пузановского фактически разрешает любому депутату выступить с законодательной инициативой национализации того или иного предприятия, и если такого депутата поддержит Дума, правительству придется автоматически выполнять этот закон — то есть обязательно оплачивать из бюджета покупку, которая, вполне возможно, и не нужна исполнительной власти», — говорит разработчик правительственного законопроекта, замруководителя департамента нормативно-методического обеспечения Минимущества Евгений Дитрих.
Кроме того, по словам Дитриха, если бы думцы могли инициировать национализацию, у владельцев национализируемых предприятий практически не было бы возможности оспорить решение властей. Законы такого уровня рассматривает только Конституционный суд. Но он лишь устанавливает соответствие закона Конституции, а не принимает локальных решений по предприятиям. Логичнее, считают в Минимуществе, принять единый закон о национализации, а судьбу конкретных предприятий решать в суде, опираясь на указы президента и постановления правительства.
В Думе больше поддерживают правительственный вариант: «Если проект Пузановского никуда не годился по всем параметрам, то правительственный реально более прозрачный», — говорит зампред комитета по собственности Григорий Томчин. Так что депутаты, скорее всего, дождутся теперь проекта из Белого Дома. Дитрих считает, что этот проект учтет интересы собственников.
Однако, с точки зрения представителей частного сектора, «белые места» есть и в правительственном проекте. Опасения у экспертов вызывает право прокуратуры, закрепленное в законе о прокуратуре и Арбитражно-процессуальном кодексе, подавать судебные иски в защиту общественных и государственных интересов. Применительно к национализации, по описанию главы юридической компании «Вегас-Лекс» Альберта Еганяна, это выглядит так: «На федеральном уровне будет предварительно решено, что возмещению за национализированное имущество подлежит 100 млн руб. , а прокуратура, опираясь на общую норму об общественных и государственных интересах, через суд добьется решения о компенсации в 1 млн руб. «. Поэтому, по мнению Еганяна, надо ясно представлять, в каких границах будут лежать полномочия прокуратуры в сфере национализации.