18 октября исполнилось бы 34 года старшему вице-президенту “ЕвразХолдинга”, председателю совета директоров ОАО “ЗСМК” Андрею Алексеевичу Севенюку. Собравшиеся в этот день друзья и коллеги А.А. Севенюка почтили память топ-менеджера, погибшего месяц назад в результате нелепого несчастного случая. Так получилось, что последнее интервью Андрея Севенюка, данное им газете “Коммерсантъ”, появилось в печати уже после его гибели. В нем талантливый управленец размышлял об актуальных проблемах угольной отрасли Кузбасса и сделал весьма любопытные прогнозы.
– Какую долю в структуре “ЕвразХолдинга” занимают угольные предприятия?
– “ЕвразХолдинг” не является мажоритарным акционером угольных предприятий. В двух крупных проектах мы являемся партнерами менеджмента: в ОАО “Южкузбассуголь” (г. Новокузнецк, 50% во владении “ЕвразХолдинга”) и шахте “Распадская” (г. Междуреченск), где имеем с менеджментом равные доли (по 40%). Мы не управляем этими предприятиями и не планируем этого делать. Сложившаяся структура дает “ЕвразХолдингу” стопроцентное обеспечение по углю для всех металлургических площадок, при этом менеджмент эффективен, поскольку мотивирован равными с нами долями собственности.
Контролировать 100 процентов бизнеса не является для нас самоцелью. Существует масса примеров совместных предприятий между японскими сталелитейными и австралийскими угольными компаниями, между японскими сталелитейными и бразильскими железорудными компаниями. Доли участия – начиная от 5 процентов. Причем есть примеры такого участия со стороны крупных компаний
(к примеру Nippon Steel) – не потому, что денег не хватает, а потому, что стратегически компания считает выгодным иметь миноритарную долю плюс долгосрочный контракт на поставку сырья.
То же самое сейчас имеет место в отношениях “ЕвразХолдинга” с угольными предприятиями. Миноритарная доля позволяет нам вмешиваться в политику управления компанией, контролировать, быть инсайдером в процессе, а наличие контрактов обеспечивает сырьевую безопасность предприятиям металлургического комплекса.
– Возможно ли создание угольного дивизиона в структуре компании, с тем чтобы консолидировать угольные активы на едином балансе под единым управлением?
– Объединение угольных предприятий в единое юридическое лицо, с нашей точки зрения, не принесет никакой синергии. Эти предприятия успешно и уверенно работают.
Созданием управляющей компании не решается проблема увеличения добычи, а в Новокузнецке уже работают хорошо мотивированные управленцы. Чего еще желать? В Москве мы лучших менеджеров точно не найдем.
– На рынке наблюдается бурный рост, и вряд ли компания останется в стороне от него. В каком направлении “ЕвразХолдинг” намерен развивать свой угольный бизнес?
– Действительно, угольный рынок растет, и хочется воспользоваться всеми его возможностями. Планы развития по угольным предприятиям есть. По “Южкузбассуглю” они наиболее амбициозны – в ближайшие пять лет увеличить добычу с 17 млн. тонн в год, которые добываются сейчас, до 26 млн. тонн (почти на 53%). Эта программа требует серьезных вложений. Мы инвестируем в основном в закупку шахтного оборудования. Уже сейчас есть результаты: в 2003 году запустили в “Южкузбассугле” новую шахту “Ульяновская”, там уровень добычи чуть больше 1 млн. тонн угля в год; в 2004 году запустили шахту “Томусинская 5-6” мощностью 1,2 млн. в год. В год по шахте – это серьезно, согласитесь.
Впрочем, наш приоритет не в разработке новых шахт на новых месторождениях, хотя и это тоже возможно. Мы делаем упор на эффективность использования текущих запасов – замену техники, более высокоэффективную отработку угольных пластов.
Объем инвестиций в этом направлении составит 10 млрд. рублей на ближайшие пять лет.
– Основной интерес к коксующимся углям сейчас исходит от металлургических компаний. Сохранится ли эта тенденция в перспективе?
– Я бы отметил два фактора, которые будут влиять на сбыт угля в стране.
Во-первых, это спрос со стороны металлургических компаний. Крупные игроки в металлургии уже так или иначе присутствуют на угольных предприятиях Кузбасса и Воркуты и будут только наращивать свое присутствие. Темпы развития, которые мы фиксируем в “Южкузбассугле”, характерны и для других угольных компаний. Однако металлургические комбинаты быстро насытятся углем, его дефицит исчезнет.
Второй центр, который будет формировать объемы продаж угля, это экспорт. В западном направлении – страны Европы, Турция. “Новое старое” направление, так его назовем,– южноазиатские рынки: Южная Корея, Япония и даже Китай. Хотя Китай всегда считался страной, которая сама добывает уголь. Но в связи с политикой закрытия низкорентабельных шахт Китай стал понемногу импортировать уголь. В ближайшее время это направление получит серьезное развитие.
– С вашей точки зрения, где предел насыщения металлургических комбинатов?
– Мне кажется, он уже в принципе наступил. На российском рынке угля достаточно.
http://www.gubved.ru/