За 11 месяцев их грузооборот вырос на 9%
Несмотря на кризис и падение грузоперевозок, российские порты весь год показывают положительную динамику. По данным Ассоциации морских торговых портов России (АСОП), за 11 месяцев 2009 года их грузооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 9%, до 454 млн т.
Наилучшую динамику в этом году показали экспортные грузы, их перевалка выросла на 12%, до 352,1 млн т. Причем перевалка угля увеличилась на 22,5%, до 59 млн т. «На показатели по углю серьезно повлиял Китай», — поясняет директор по развитию ИА «Портньюс» Надежда Малышева. По ее данным, в Китай отгрузки угля выросли на четверть, тогда как в Японию и Корею — в среднем на 5—7%.
По другим экспортных грузам российские порты также показывали положительную динамику: обработка черных металлов выросла на 11,1%, до 25,2 млн т, зерна — в 2,5 раза, до 19,2 млн т, наливных грузов — на 9,3%, до 210,4 млн т. Сократилась перевалка минудобрений, лесных грузов и контейнеров.
Перевозка транзитных грузов за 11 месяцев с.г. увеличилась на 15% и составила 41,1 млн т, а вот перевалка импортных провалилась на 37,3%, до 24,8 млн т, в том числе грузов в контейнерах — 11,5 млн т (-37%), генеральных грузов — 6,5 млн т (-44,3%).
Наибольший вклад в рост грузооборота внесли порты Южного бассейна, которые обработали 165,1 млн т грузов, что на 13,5% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Дальневосточные порты переработали 84,3 млн т грузов (+13,4%).
Порты Северо-Западного бассейна за 11 месяцев с.г. перегрузили 204,6 млн т грузов, что на 3,9% выше показателя января—ноября 2008 года, причем наливные грузы прибавили 16,4%, до 135,8 млн т. То, что порты северо-запада остались в плюсе, заслуга прежде всего портов Усть-Луга (увеличил грузооборот на 48,8%, до 9,2 млн т), Мурманска (+32,1%, до 34,2 млн т) и Приморска (+5%, до 72,3 млн т). А вот грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, напротив, снизился на 17,1%, до 46,6 млн т.
Как пояснили в АСОП, рост грузооборота прежде всего объясняется модернизацией терминалов и наращиванием портовых мощностей. Кроме того, в ноябре имел место «эффект низкой базы», ведь в конце прошлого года порты столкнулись с падением грузопотоков. В АСОП прогнозируют, что положительная динамика сохранится на таком же уровне и по итогам всего 2009 года.
Надежда Малышева считает, что в следующем году порты продолжат наращивать перевалку, грузооборот может вырасти на 11%. Наилучшие перспективы у контейнерных терминалов. Эксперт напоминает, что на следующий год заявлено много новых проектов, которые потребуют серьезных инвестиций в отрасль.
АЛЕКСЕЙ ГРИМИНЧУК