В правительстве решено сузить охват подготавливающегося законопроекта по введению на железной дороге принципа «вези или плати». Думаю, правильнее все-таки было бы распространить принцип «вези или плати» на все регионы, из которых уголь отправляется в порты Дальнего Востока, иначе возникает своеобразная экономическая дискриминация Кемеровской области, для которой добыча угля – основа формирования бюджета.
В принципе, для РЖД введение механизма «вези или плати» выгодно с точки зрения планирования объемов перевозок угля по железным дорогам Сибири и Дальнего Востока, ведь по ним едут составы не только с углем, но с другими грузами, а также пассажирские поезда. Одновременно ОАО «РЖД» хочет иметь гарантию на случай отказа отправителей, например угольных компаний, от транспортировки ранее намеченных партий угля – так оно получает компенсацию за недополученные доходы.
В то же время самим угольщикам он непривлекателен, поскольку в силу каких-либо обстоятельств они могут сократить объемы поставок угля за границу, например, по причине падения мировых цен на него, и тогда они получают лишнее финансовое бремя в виде штрафа.
Предоплата же по договорам на условиях «вези или плати» действительно может рассматриваться как обязательство, увеличивающее долговую нагрузку грузоотправителей. Банковская гарантия тоже может стать долгом – если поставщик угля не выполнит обязательств перед РЖД, то за него расплатится банк, после чего он потребует с него возмещение своих расходов.
Тем не менее пока принцип «вези или плати» будет распространяться на «сверхнормативные» 15 млн т угля в год, которые еще надо добыть, поэтому его негативное влияние на угольные компании сильным не будет.
Мне кажется, приоритеты на дефицитной инфраструктуре все-таки можно попробовать установить во избежание падения объемов перевозок на более свободных направлениях, хотя бы в качестве эксперимента.
Источник:: «Редакция журнала «РЖД-Партнер»