Китайское правительство отклонило призывы собственной сталелитейной промышленности отменить запрет на перевозки австралийского угля, оставив десятки судов с 8 миллионами тонн этого товара застрявшими в море.
С октября более 70 судов, перевозящих австралийский уголь, не смогли разгрузиться в Китае, что совпало с обострением дипломатической и торговой напряженности между Канберрой и Пекином.
Австралийские горняки надеялись, что ограничения, возможно, будут ослаблены с 1 января, когда Китай сбросил свои неофициальные импортные квоты, но аналитики и лидеры отрасли в четверг предупредили, что Китай, похоже, занимает еще «более твердую позицию» в отношении австралийского угля.
Инсайдеры угледобывающей промышленности, не уполномоченные публично высказываться по этому поводу, заявили, что некоторые из их клиентов в сталелитейном секторе Китая уведомили их о том, что они лоббировали Пекин для отмены австралийского запрета на импорт в конце прошлого года с помощью своих отраслевых ассоциаций, но их усилия оказались безуспешными.
«Китайская сталелитейная промышленность лоббировала свое правительство, говоря, что им нужна австралийская продукция из-за ее качества и объема, необходимого для производства кокса для производства стали», — сказал источник.
В прошлом году Китай импортировал австралийский энергетический уголь на 4 миллиарда долларов для использования на электростанциях и почти 10 миллиардов долларов на металлургический уголь, который используется в доменных печах для производства стали. Австралийские экспортеры угля имеют тесные и давние связи со своими китайскими покупателями, причем некоторые отношения насчитывают уже 60 лет.
«В отношениях есть проблемы. Мы сделали заявления в отношении этого экспорта угля «, — сказал на пресс-конференции казначей Джош Фриденберг.
Робин Гриффин, глава подразделения металлургического угля Wood Mackenzie, сказал, что глобальная консалтинговая компания также знала о многочисленных запросах в Комиссию по развитию и реформе Китая со стороны отдельных сталелитейных заводов и их промышленных групп еще в октябре с просьбой об ослаблении ограничений на импорт.
«Это увеличивает стоимость поставок угля, увеличивает стоимость кокса, но также влияет на качество производимого ими материала, потому что вокруг не так много премиального угля с низким содержанием серы, поэтому им приходится использовать уголь с более высоким содержанием серы, влияющее на производительность доменной печи и прочность производимой стали.
«Они недовольны тем, что происходит … но им фактически сказали, что они должны с этим разобраться».
Вуд Маккензи сказал, что правительство Китая готово вынести экономические трудности в сталелитейной промышленности, которая платит издержки за альтернативный уголь, а также сталкивается с стремительным ростом цен на железную руду, которая за 12 месяцев выросла вдвое и превысила 160 долларов США за тонну.
Г-н Гриффин сказал, что существует риск того, что ограничения на уголь могут продлиться на весь 2021 год.
«Это вряд ли закончится быстро», — сказал он. «В Китае готовятся к чему-то, что длится круглый год».
Глава Уайтхэвена, крупнейшего независимого производителя угля в Австралии, заявил в четверг, что с начала января, похоже, не произошло никакого ослабления запретов на уголь в Китае.
«Я не слышал никаких новостей об изменении квоты, скорее, наоборот: кажется, существует риторика вокруг более твердой позиции о том, что Китай не принимает австралийский уголь», — сказал глава Whitehaven Пол Флинн.
«Давайте посмотрим, как это будет развиваться по ходу года».
Из 7,8 млн тонн угля, застрявшего у побережья Китая, 2,6 млн тонн приходится на энергетический уголь и 5,2 млн тонн — на металлургический.
Whitehaven не экспортирует уголь напрямую в Китай, но Флинн сказал, что рынок металлургического угля в целом остается «подавленным» из-за ситуации в Китае.
Однако в отношении энергетического угля г-н Флинн сказал, что китайские запреты изменили рынок и вызвали изменение торговых потоков.
«Физические корректировки на тепловом рынке, безусловно, внесены, — сказал он. «Мы видим, как много игроков, которые в противном случае продавали бы уголь в Китай, продают его в районы, где они этого не делали в прошлом, а Китай покупает уголь из нетрадиционных источников».
Покупатели в Китае были вынуждены платить более высокие цены за энергетический уголь из других источников, включая Индонезию, Россию и Южную Африку, чтобы получить уголь с энергетической ценностью, аналогичной австралийской продукции. Это позволило австралийским производителям отправлять больше угля в менее традиционные направления, такие как Индия, Бангладеш и Турция, а также на другие рынки Юго-Восточной и Северной Азии.
Аналитик UBS Глин Лоукок сказал, что поставки угля из Квинсленда в декабрьском квартале снизились на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Он сказал, что это вызвало вопросы о потенциальном воздействии на крупнейшего горнодобывающего предприятия Австралии, BHP.
«Можно ли снизить прогноз BHP по углю?» он спросил.
«Учитывая недавнюю торговую напряженность между Китаем и Австралией и ограничения, наложенные на экспорт австралийского угля, мы ожидаем, что добыча угля BHP останется слабой».
Поставки австралийского угля, третьего по величине экспорта страны, в этом году упадут на 30 процентов с 54 до 37 миллиардов долларов, в основном из-за COVID-19 и запретов Китая. Однако уголь также находится под давлением из-за своего вклада в изменение климата, поскольку три основных покупателя угля — Япония, Китай и Южная Корея — наращивают усилия по нейтрализации своих выбросов к 2050-2060 годам, требуя меньшего потребления ископаемого топлива.
Представитель Министерства иностранных дел и торговли заявил, что австралийское правительство сделало несколько заявлений китайскому правительству о задержках с разгрузкой австралийского угля и благополучии экипажей на борту судов.
«Мы призываем все стороны как можно скорее прийти к решению», — сказал он. «Быстрое решение позволит судам своевременно разгружаться, чтобы удовлетворить потребности китайских покупателей и потребителей и обеспечить благополучие экипажа на борту этих судов».
Департамент промышленности Австралии в прошлом месяце выразил обеспокоенность перспективами добычи металлургического угля в случае продления запрета Китая на 2021 год.
«При таком сценарии цены будут оставаться низкими дольше, поскольку австралийским экспортерам нужно время, чтобы приспособиться», — говорится в сообщении.
Источник: EDGENEWS