«Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) осваивают новый для себя рынок — проектирование морских буровых платформ. Компания выиграла первый тендер на проектирование платформы в Китае, а также рассчитывает на успех в тендерах на поставку оборудования для китайского проекта.
ОМЗ специализируется на инжиниринге, производстве, продажах и сервисном обслуживании оборудования для атомной энергетики, нефтегазового комплекса, горнометаллургической промышленности. Портфель заказов на июль 2003 г. — $950 млн. Чистая прибыль ОМЗ за 2002 г. по стандартам US GAAP составила $38,95 млн, выручка — $435 млн. Иностранным инвесторам принадлежит около 42% акций ОМЗ (из них 20% в виде ADR) , менеджменту — около 35%, российским инвесторам — около 9%, 11% принадлежит самой компании.
В прошлом году ОМЗ приобрели одного из ведущих мировых проектировщиков морских буровых платформ — американскую компанию Friede & Goldman. Эта покупка теперь приносит первые плоды. Как сообщила вчера пресс-служба ОМЗ, дивизион компании «ОМЗ — Морские нефтегазовые проекты» («ОМЗ-МНП») выиграл тендер на проектирование и поставку компонентов самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ). Тендер проводила китайская сервисная компания China Oilfield Services Limited (COSL). Комплекс работ выполнят Friede & Goldman, а также севастопольское КБ «Коралл» — еще одно прошлогоднее приобретение ОМЗ.
Сумма контракта невелика — $5,8 млн. Однако, по словам Андрея Онуфриева, директора по связям с общественностью ОМЗ, это первый случай проникновения российских производителей на очень перспективный китайский рынок морских буровых платформ.
В китайском тендере участвовали также сингапурская компания Keppel Fels, голландская Marine Structure Consultants и американская LeTourneau. В LeTourneau вчера отказались комментировать итоги тендера, а с представителями Keppel Fels и Marine Structure связаться не удалось.
Строительство этой платформы будет осуществляться на одной из китайских верфей. Но группа ОМЗ, как говорит Михаил Косолапов, гендиректор «ОМЗ-МНП», намерена принять участие еще в ряде тендеров на поставку оборудования для строящейся платформы. В случае успешного исхода этих тендеров, говорит Косолапов, объем заказов ОМЗ может увеличиться еще на $10 — 12 млн.
Президент Российского союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин считает, что победа ОМЗ в китайском тендере, несмотря на небольшую сумму контракта, заслуживает внимания. «Морские нефтегазовые платформы — уникальное и очень сложное оборудование, разработка и производство которого требует очень серьезной базы, и [раньше] российские производители очень серьезно проигрывали зарубежным конкурентам. Успех ОМЗ создает предпосылки для создания конкуренции со стороны российских предприятий в этом секторе», — говорит Романихин. Однако он предполагает, что немалую роль в победе ОМЗ мог сыграть и ценовой фактор.
У аналитиков инвесткомпаний иное мнение. По словам аналитика ОФГ Елены Сахновой, итоги тендера на проектирование СПБУ в Китае были вполне ожидаемы после того, как ОМЗ купила Friede & Goldman. По оценке Сахновой, эта американская компания спроектировала около 60% всех морских платформ в мире. Вячеслав Смольянинов из «НИКойла» также считает победу ОМЗ в тендере закономерной — по той же причине.