В настоящее время в России отсутствуют специальные методики рыночной оценки партий лома металлов. В частности, Федеральные стандарты оценки лишь в общем виде регулируют вопросы определения рыночной стоимости лома металлов.
Необходимость проведения оценки для целей определения рыночной стоимости лома металлов предусмотрена подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 2 августа 2019 г. № 367 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли»., пунктом 15 методических рекомендаций по выявлению и реализации непрофильных активов (госпредприятий), утвержденных распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 894-р, согласно которому начальная цена или цена продажи непрофильного актива определяется на основании отчета независимого оценщика, составленного по стандартам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) законодательства государства местонахождения непрофильного актива.
Также рыночная оценка лома металлов производится в обязательном порядке, в случае, если лом является объектом федеральной, региональной или муниципальной собственности (статья 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), а также если это предусмотрено внутренними документами организации или договором между контрагентами.
В отсутствии стандартов и методических рекомендаций, которым бы следовали оценщики, а также учитывая тот факт, что сделки с ломом и, следовательно, цены на него составляют коммерческую тайну, весьма затруднительно и затратно проводить рыночную оценку того или иного объекта оценки в виде определенного объема лома металлов.
Статья 40 НК РФ (пункт 11), а также Федеральный закон «Об организованных торгах» (пункт 3 статьи 13) позволяют для своих целей при определении рыночной стоимости использовать официальные, а также общедоступные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
В настоящее время на основе собственной методики расчета средневзвещенной цены на лом черных металлов, ООО «РА Русмет» выводит еженедельный индекс цен в разрезе федерального округа, публикую его в электронном СМИ «Русмет». Средний индекс цен за 1 тонну лома черных металлов на 21 неделю 2021 г. составил 27 684 р. Тем самым, лом хоть и является непрофильным, все же представляет собой достаточно ценный актив.
Индекс цен – это расчет средневзвешенной цены на лом черных металлов (3А), погруженной по сети ОАО «РЖД», на основе ежесуточных объемов погрузки, в адрес сталеплавильных предприятий РФ и СНГ в течении расчётного периода. Индексы учитывают погрузку железнодорожным транспортом из каждого Федерального округа РФ (субъекта РФ) в адрес сталеплавильных предприятий с учетом изменения в них закупочных цен на лом черных металлов.
Таким образом, указанный индекс может использоваться оценщиками при определении рыночной стоимости конкретной партии лома металлов, исходя из его качественных, количественных и локационных характеристик (например, учет дисконта на доставку из труднодоступных районов).
С учетом изложенного, необходимо разработать методические рекомендации, а также типовое задание и ТЗ на оценку объекта оценки в виде лома черны металлов. Потенциальными интересантами разработки указанных документов могут выступить крупнейшие держатели металлофонда в России: ПАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», АО «НОВАТЕК», ПАО «Россети» и дочерне структуры, включая ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «РусГидро», ООО «Газпром энергохолдинг» (дочерние структуры), ПАО «Т плюс» (дочерние структуры), ПАО «Транснефть», нефтедобывающие и иные промышленные предприятия, а также органы государственной власти и собственники, заинтересованные в управлении соответствующими структурами.
Точное определение рыночной стоимости лома металлов при его отчуждении, исключает совершение притворных сделок (пункт 2 стать 170 ГК РФ, признаком которых является занижение цены) и нивелирует негативные последствия в целях предоставления корпоративной и фискальной отчетности, увеличивает эффект от принимаемых управленческих решений и будет способствовать адекватному планированию деятельности соответствующих предприятий.
/Русмет, А.Зеленин/