Что происходит на «Амурстали»? Что думают рабочие?
Никто до конца не понимает. Завод работает как всегда: выплавили и опять стоят, копят, собирают металлолом. Заводская газета «За сталь» 6 марта 2020 напечатала о нестабильной работе завода и об огромных долгах перед поставщиками. Пошли слухи, что первый механический цех хотят закрыть. Может, лето поработает, а в зиму уже всё. Люди устали, многим вообще стало уже всё равно, будет завод работать или нет
Неужели все так плохо? Нет!
РА Русмет считает, что есть позитивные сигналы для рынка. На завод пришла новая команда. Пришли новые люди, которые не просто взяли на себя ответственность за настоящее, но и за прошлое. “Созданные предыдущей командой проблемы на заводе и с поставщиками лома — это проблемы, которые мы решаем сейчас и которые еще предстоит решить” – утверждает Павел Бальский, мажоритарный собственник завода.
По мнению директора Ассоциации НСРО “РУСЛОМ.КОМ” Виктора Ковшевного, это не просто позитивный сигнал, это выполнение принципа – держать слово. Даже когда очень трудно. Уже была однажды ситуация, когда один из лидеров рынка давал продолжительное время премию к цене, чтобы расплатиться с долгами. Хотя по закону не обязан.
Опрошенные РА Русмет руководители местных ломозаготовительных компаний подтверждают исполнение обязательств со стороны новой команды. Прогнозы пока опасаются делать. Только отмечают важную деталь — возникло ощущение, что тебя не будут «ломать через колено». Пытаются договориться, создать условия для конструктивного сотрудничества. Все понимают, что АМА (так называют «Амурсталь») нужна, хотят, чтобы завод работал. Именно поэтому предлагали не ограничивать экспорт, а совместно принять решение, сколько заводу, а сколько на экспорт – как будет лучше всем. Зачем забирать себе всю прибыль, уничтожая землю, когда можно сделать так, чтобы жили все? Деньги у новой команды есть, и они полностью обеспечивают текущую закупку с запасом.
Постепенно решаются технические проблемы. Отраслевые эксперты считают завод работоспособным и имеющим хорошие перспективы — главное, чтобы был хозяин, который ответственен за все. Возможно внедрение новых производственных линий, отладка сопутствующих производств и, как результат – расширение сортамента продукции. На эти цели в бюджете предприятия на 2020 год уже запланировано более полумиллиарда рублей. Необходимы квалифицированные сотрудники, заинтересованные в результатах своей работы. Нельзя допускать ситуацию, когда при отсутствии запаса металлолома завод плавит сам себя: режутся цеха и инструменты, идут на переплавку.
В новой команде уверены, что ломозаготовителям необходим стабильно работающий завод, а заводу нужны ломозаготовители. Поэтому крайне заинтересованы в том, чтобы ломозаготовительной отрасли не мешали никакие ограничительные меры – речь идет об ограничении экспорта вторчермета через дальневосточные порты в 2018 году, и квотировании в 2019.
Краткая справка
Обновленная управленческая команда приняла завод в сложном экономическом положении.Павел Бальский (75% уставного капитала ООО «Торэкс-Хабаровск» — владельца завода) не исключает, что часть оборотных средств была выведена преднамеренно через компании, оказывавшие посреднические услуги при поставках сырья и реализации готовой продукции. По заявлению, направленному в МВД РФ 30 декабря 2019 года, правоохранительные органы ведут проверку законности финансовой-хозяйственной деятельности, которую осуществляло предыдущее руководство завода.
С момента приобретения имущественного комплекса завода компанией «Торэкс-Хабаровск» объем выпускаемой продукции достиг максимума в октябре 2019 года – 97 тысяч тонн. После электросталеплавильное предприятие начало снижать набранные обороты, доведя выпуск до 18 тысяч тонн в феврале 2020 года. 19 февраля производственный цикл был полностью остановлен ввиду задолженности перед поставщиками услуг, оцениваемой в сотни миллионов рублей, полного отсутствием сырья и оборотных средств на его приобретение. В планах на прель стоит уже 90 тысяч тонн выплавки стали, т.е. полное восстановление производства.
Основной проблемой завода, по оценке РА Русмет, является удаленность от поставщиков сырья и от потребителей готовой продукции. Если в 2017 году только 28% поставщиков лома находилось на расстоянии свыше 2600 километров от производства, то в 2019 году таких компаний было уже 56%. На расстоянии менее тысячи километров от завода находится лишь пятая часть поставщиков. Сырье в основном завозится железнодорожным транспортом. В 2019 году 175 ломозаготовителей из 16 регионов поставили 883 тысяч тонн лома. Поставки автомобильным транспортом менее рентабельны, их доля колеблется от 10% до 30%.
В пятерку основных регионов, с территории которых осуществлялись поставки металлолома в 2019 году, вошли Иркутская область (32,4%), Забайкалье (17,1%), Амурская область (17%), Бурятия (10,1%) и Хабаровский край (9,9%). Остальные 13,5% поставок сырья были произведены из Якутии, Приморья, Еврейской автономии, Красноярского края, Сахалинской, Новосибирской и Томской областей.
Перспективы
Генеральный директор «Амурстали» Григорий Фрейдин и мажоритарный собственник предприятия Павел Бальский завершают переговоры с банками и компаниями, готовыми выдать заводу товарные кредиты. Речь идет о привлечении 2 миллиардов рублей для покрытия накопившихся при предыдущем руководстве долгов и бесперебойной закупки лома черных металлов.
«В марте мы планируем выйти на выпуск 50 тыс. тонн готовой продукции – сортовой заготовки и сортового проката. До конца 2020 года намечено произвести около 650 тыс. тонн готовой продукции. Мы не стремимся «перепрыгнуть» заявленные предыдущим составом топ-менеджмента предприятия миллион тонн, поскольку не гонимся за громкими цифрами, а исходим из экономической целесообразности. Нам предстоит реанимировать завод и выйти на стабильную работу», — отмечает Григорий Фрейдин.
Ломозаготовители ожидают, что стабилизации ситуации на заводе будут способствовать не только привлечение оборотных средств, но и приглашение в новую команду ведущих отраслевых специалистов.
По информации РА Русмет, в настоящее время представители завода собирают от поставщиков лома планы отгрузки на март-апрель и готовы к внесению предоплаты. Новая команда воспользовалась передовым опытом уральских металлургов и вводит в шихтовку более дешевое и доступное сырье – скрапы. Как показывает существующая практика, это положительно сказывается на экономике предприятия (примеры – «НЛМК-Урал», АМЗ и т.д.).
4 марта производство вновь запущено, ведется отгрузка сортопроката и сортовой заготовки покупателям. Это крайне позитивный сигнал, свидетельствующий о возобновлении ритмичной работы.