Skip to content
1

Новости

Потолок цен на нефть и ценовая аналитика

Потолок цен на нефть и ценовая аналитика

С 1 февраля 2023 г. вступил в силу с и действует до 1 июля 2023 г. Указ Президента РФ от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» согласно которому запрещаются поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим лицам и физическим лицам при условии, что в контрактах на эти поставки прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены. Установленный запрет применяется на всех этапах поставок до конечного покупателя.

Согласно решениям Правительства РФ, направленным на борьбу с «потолком цен» на нефть, экспортеры должны направлять в ФТС данные о ценах на экспортируемые объемы нефти и следить, чтобы зарубежные покупатели при дальнейшей перепродаже также не применяли введенные предельные лимиты котировок.

Вместе с тем вызывает сомнение возможность реально контролировать ценообразование по последующим сделкам. Прежде всего в закрепленной схеме не очерчено содержание того, что понимать под запретом.

Действительно в схеме аффилированности экспортера и «импортера» (в том числе резедентствующего в офшоре) такая функция вполне выполнима на понятийном уровне. Не ясными остаются правовые аспекты ее реализации.

Содержание сделок хозяйствующих субъектов — это коммерческая тайна. На каком основании российский производитель будет осуществлять интервенцию в дальнейшие чужие контракты? Тем более, не ясно как осуществлять действенный контроль за дальнейшей ценой нефти, при условии, что экспортер уже не является ее собственником. К тому же сама нефть может  претерпевать метаморфозы, трансформируясь в другие сорта, а это уже юридическим языком спецификация –  создание другой, новой вещи, определяемой родовыми признаками (если мы говорим о нефти).

Навязать новому собственнику, тем более новой вещи, чужие цены – это абсурд, который не поддерживается ни одним правопорядком. Тем более, как будут реализовывать запрет офшорные и иностранные юрисдикции тоже понятно.

Вряд ли говоря о запрете, Указ предполагает ту ситуацию, когда российские нефтянники мониторили (следили) за ценами на нефть. Запрет означает невозможность исполнения договора следил или даже его аннулирование в случае несоблюдения указанных требований.

Любая правовая норма, определяющая то или иное правило поведения, для целей своей реализации требует санкции, которая раскрывается через меру ответственности. Во всех указанных случаях не достает одного, какую ответственность понесет производитель нефти, если он неотследит цену или нарушит запрет или нарушение проявиться в последующих контрактах у иных лиц?

Указ РФ предусматривает, что Правительство РФ должно определить порядок осуществления мониторинга исполнения Указа, что по сути означает работу по нескольким направлениям: контроль за ценами на внутреннем и внешних контурах.

Понятно, что привлечь иностранных резидентов при перепродаже и манипуляциях с российской нефтью мы не можем. Тем самым, в нашей юрисдикции остается доступным вопрос с ответственности российских трейдеров и экспортеров. Но ответственность за что? За то, что их нефть не покупают по рынку? Но какая тогда рыночная цена нефти из России?

Очевидно, что сейчас схема «экспортер» — «офшор» — «спецификация» — «конечный потребитель» приобретает особую актуальность, в связи с тем, что российская нефть закупается зарубежом со значительным дисконтом. Хотя точно никто не говорит с каким. То есть, если ранее, в привязке к мировым ценам приходилось обосновывать дисконт на офшор, то теперь, его обосновывать не надо, так как всем понятно, что он есть, хотя точно сказать каков он, никто не может, так как тайна сия велика есть – коммерческая, а потолок — 60 $ за баррель. Чем вам не схема того же вывода капитала в виде дохода от перепродажи вначале дисконтированной, а затем оцененной по рынку нефти, если в цепочке участвую добрые партнеры.

Очевидно, что у нас нет четкого понимания того, как нам ни организационно, ни информационно, ни даже в правовом смысле противостоять указанным тенденциям. Скорее всего ситуация будет развиваться стихийно.

Мы не берем на себя задачу придумывать механизмы контроля, а лишь предложим инструмент, который до настоящего времени находился на службе властных структур в несколько чужеродной форме.

Частью системы рынка, ее инфраструктурой, является информация о состоянии рынка. Очевидно, что сейчас образовался информационный вакуум в сведениях по каким ценам в каком объеме, в какой точке реализуется российская нефть, другие ресурсы и продукция[1]. Нет анализа нефтяных метаморфоз: кто-то говорит о «латвийской смеси», хотя это не точно; возможно есть турецкая, греческая, кипрская, египетская, мароканская, гибралтарская, папуа-новогвинейская и поди знай Господь-Бог еще какие смеси.

Российская информационная система, которая включает элемент сбора (съема) информации с рынка о нефти, представлена аффилированными и контролируемыми западом структурами.

Следует признать, что в России до настоящего времени так и не создана система информационно-консалтинговых и аналитических компаний, которые бы аккумулировали, верифицировали и обрабатывали информацию о российском и зарубежных рынках. Рынок России практически стал подвластен и поставлен в зависимость о тех потоков информации, которые генерировали и генерируют для него западноевропейские и северо-американские аналитические центры. Такая ситуация является весьма противоречивой и нетерпимой в существующих условиях, так как позволяют манипулировать решениями, принимаемыми  государственным структурам России, которые ориентируются при их принятии на соответствующую информацию. Есть риск подачи неправильной, несвоевременной, выборочной и заведомо ложной информации. Отсюда прямое управление указанными решениями, а это угроза суверенитету.

Национальным планом «дорожной картой» развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2021 г. № 2424-р, предусмотрено создание рыночных ценовых индикаторов на нефть, газ, уголь, древесину, водные биологические ресурсы за счет развития биржевой торговли этими товарами и регистрации внебиржевых сделок с ними. Постепенное развитие биржевой торговли углем и иными энергетическими ресурсами и построение внебиржевых и биржевых индексов цен на ключевые товары предусмотрено Дорожной картой по развитию биржевой торговли, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4140-р.

Вместе с тем, это лишь капля в море, того что нам надо для действительного контроля и мониторинга ситуации на рынках, чтобы противостоять в санкционной войне, наносить не только ответные, но и упреждающие удары, то есть контратаковать, принимая нужные, обоснованные с точки зрения государственного управления решения.

Федеральные законы «Об организованных торгах», «О защите конкуренции» ТК ЕЭС, НК РФ указывают, что рассчитываемые биржей показатели цен не являются единственными маркерами, отражающие состояние рынка. Всегда параллельно идет ценовая аналитика, которая, в том числе, используется для верификации биржевых показателей цен (так как и там может быть сговор и манипулирование[2]).

Нужна система формирования индексов цен, к которым бы было доверие всех участников – фискальных органов и бизнеса в России. Цена нефти в контрактах является конфиденциальной информацией, а индекс – это общедоступная информация. Индекс является обобщенным показателем цены, то есть отражает информацию по всем важнейшим группам участников рынка, с учетом их веса.

Формирование индекса цен российским структурами позволит исключить зависимость российского рынка от информации, поставляемой иностранными аналитическими центрами. Это должно решить вопрос обеспечения информационной безопасности чувствительной информации о рынке, а работа и развитие российских аналитических ценовых агентств должна стать важной составляющей обеспечения импортозамещения на рынке консультационных услуг.

Реализация указанных задач, позволит понять государству где, как и по каким ценам продается и перепродается российская нефть, в том числе в результате ее спецификации, понять структуру доходов, в том числе выпадающих в результате дисконта при экспорте нефти.

Вместе с тем, отмеченная необходимость это цель, достигнуть которую будет не легко. Западные аналитические центы выстраивали свою методологию сбора и обработки информации, взаимодействие с источниками десятилетиями. У нас нет этого времени. В этой ситуации должен быть включен административный ресурс, обеспечивающий при соблюдении конфиденциальности доступ к коммерческой информации и совершаемых сделках. При этом информационно-аналитические центры должны иметь поддержку по проведению анализа зарубежного сегмента обращения нефти, что требует их финансовой поддержки.

Таким образом, предлагается всячески стимулировать развитие и использование всеми участниками рынка и государственными органами независимой ценовой аналитики на нефть, нефтепродукты иные важные для государства энергетические и иные ресурсы, сократив до минимума ориентацию на иностранные или аффилированные с ними структуры.

Расчёт отечественных индексов цен на нефть должен включать всех участников рынка и афилированные с ними структуры за рубежом. Вопрос взаимодействия российских аналитиков с иностранными партнерами, также должен быть поддержан на самом высоком уровне, например, в рамках торговых представительств. Нужно сохранить традиционные требования контрактных спецификаций и терминов, согласно принятых стандартов ИНКОТЕРМС (INCOTERMS). Такие данные позволят в том числе отслеживать динамику транспортных затрат и услуг в ценообразовании. Должны быть созданы все условия для согласованных и приемлемых для всех участников (бизнес и государство) условий о неразглашении и сохранении коммерческой тайны, методов расчета индексов.

При этом необходимо ответить на следующие вопросы, которые необходимо обсудить с участниками рынка нефти, включая биржу:

  • Количество котируемых инструментов:
  • Условия котирования согласно ИНКОТЕРМС: FOB Black Sea/FOB, FOB Pacific (Vostochny), FOB Baltic Russia, FCA ст. отправителя /.
  • NETBACK PRICE (Обратный расчет стоимости);
  • Периодичность и актуальность публикуемой информации (раз в неделю, раз в месяц и пр.);
  • Основные потребители информации и сферы ее использования.

Помимо, собственно, прикладных вопросов, создание в стране собственной системы ценовых индексов и контроля цен на нефть, иные энергоресурсы в целях обеспечения информационной безопасности требует принятия и ряд нормотворческих инициатив. В частности, необходимо предусмотреть и реализовать правило, согласно которому приоритетом в использовании при принятии решений в соответствии с законом о соответствии цен рынку должны обладать российский источники ценовой информации, исключающие их подконтрольность со стороны зарубежных аналитическими компаний. Корректировке в этом направлении будут нуждаться положения отмеченного законов «Об организованных торгах», «О защите конкуренции», Налогового, Гражданского и Таможенного кодексов, что в последнем случае требует взаимодействия со странами ЕЭС.

Далее, следует вывод, который напрашивается сам собой. Полученные и рассчитанные биржей и аналитическими центрами индексы используются при расчете правильности уплаты налогов и таможенных пошлин. В частности, если мы видим на выходе цену нефти с дисконтом, которая после манипуляций и смешений продается на порядок выше, то сделка переквалифицируется по статье 170 ГК РФ, где как раз и возникает та ответственность, о которой мы говорили выше – в виде доплаты пошлины. Напомним, что никто не вправе извлекать выгоду из своего  недобросовестного или незаконного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).

Пунктом 2 поручений Президента РФ, данных по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 11 января 2023 года Правительству РФ поручено представить предложения по уточнению методики определения цены на нефть и нефтепродукты, применяемой в целях налогообложения организаций нефтяной отрасли, для минимизации негативного влияния на доходы федерального бюджета с учетом особенностей формирования индикативных цен на нефть в условиях санкционных ограничений.

Как сообщалось, Минфин РФ планировал в первом квартале оценить возможность использования в расчетах налогов и пошлин индекса СПбМТСБ или котировки российской нефти Urals, рассчитываемой агентством Argus на базисе FOB.

Русмет будет следить за развитием ситуации. /Зеленин А. Русмет/

[1] Мы говорим только о нефти, хотя это касается всех ключевых товаров, которые мы традиционно поставляли на зарубежные рынки, включая зерно, уголь, металлопродукцию и пр.

[2] См. статья 185.3 УК РФ «Манипулирование рынком».