Приложение к газете «Коммерсантъ» № 239 (4294) от 22.12.2009
Резкое снижение железнодорожных перевозок больно ударило по отраслевому машиностроению. Чуть лучше других себя чувствует «Трансмашхолдинг», чей основной заказчик ОАО РЖД снизило закупки локомотивов всего на 20%. Хуже пришлось вагоностроителям, чьи продажи упали более чем на 60% — частные операторы почти остановили закупки подвижного состава.
«Трансмашхолдинг» выехал на локомотивах
Рынок железнодорожного машиностроения четко делится на две части с точки зрения структуры спроса. Производители грузовых вагонов более чувствительны к рынку, продавая свою продукции как разным частным операторам подвижного состава, так и дочерним операторам ОАО РЖД сейчас это прежде всего Первая грузовая компания (ПГК; см. таблицу). У пассажирских вагонов есть только один потребитель — само ОАО РЖД. На рынке локомотивов царит двойная монополия: ОАО РЖД и здесь является, по сути, единственным потребителем, но и производитель только один: все локомотивостроительные заводы в России принадлежат «Трансмашхолдингу» (акционеры — структуры Искандера Махмудова, Андрея Бокарева, компания «Трансгрупп» и ОАО РЖД). На рынке пассажирских вагонов локомотивной тяги, несмотря на формальное существование конкуренции, «Трансмашхолдинг» тоже занимает фактически монопольное положение. Тверской машиностроительный завод (ТВЗ), который компания контролирует на паритетных основах с ОАО РЖД, по собственным данным, занимает более 90% рынка.
Такая монополия несет в себе определенные риски, ставя заводы «Трансмашхолдинга» в серьезную зависимость от единственного потребителя. Но во время кризиса это компании, наоборот, помогло. В «Трансмашхолдинге» признают, что снижение объемов продаж в 2009 году произошло прежде всего «по видам продукции, сбываемой на коммерческом рынке,— маневровым тепловозам и грузовым вагонам». Входящий в холдинг Брянский машиностроительный завод, например, снизил производство вагонов на 91% (см. таблицу). При этом выпуск магистральных тепловозов и электровозов заводами холдинга, по его прогнозам, в 2009 году снизится всего на 19,2%. В начале года технический директор «Трансмашхолдинга» Владимир Шнейдмюллер говорил, что падение объема заказов РЖД составляет 30%. Но летом первый вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов объявил, что снижение заказов у «Трансмашхолдинга» не превысит 20%. Впрочем, это гораздо меньше объема, на который рассчитывали машиностроители. Планы по закупкам локомотивов ОАО РЖД снизило на 47%.
В самом тяжелом положении среди предприятий «Трансмашхолдинга» оказался ТВЗ, имевший относительно высокую долговую нагрузку. В марте, когда снижение объемов грузовых перевозок начало медленно стабилизироваться, пассажирские перевозки только ускорили падение. В начале апреля президент ОАО РЖД Владимир Якунин объявил, что закупки пассажирских вагонов у ТВЗ в 2009 году будут сокращены на 44%, что уже грозило заводу массовыми сокращениями.
Предприятие пришлось спасать премьеру Владимиру Путину, который спустя неделю подписал постановление правительства о выделении ОАО РЖД прямой целевой субсидии на 3,1 млрд рублей специально для закупки вагонов ТВЗ. Но кардинально ситуацию с заказом продукции ТВЗ это не изменило: сейчас в «Трансмашхолдинге» рассчитывают, что падение продаж завода в 2009 году составит примерно 40%.
Инвестпрограмма ОАО РЖД на 2010 год, утвержденная правительством 10 декабря, предполагает, что в следующем году затраты госмонополии на обновление локомотивного парка снижаться не будут. Закупки на приобретение тягового подвижного состава должны даже вырасти на 2,8%, до 365 единиц.
Французский акцент
Параллельно с борьбой за заказы ОАО РЖД руководству «Трансмашхолдинга» в начале года пришлось заниматься не менее трудным процессом — согласованием сделки по продаже блокпакета своих акций иностранному инвестору. В 2008 году основным претендентом на 25% плюс одну акцию компании был канадский концерн Bombardier, с которым акционеры холдинга, и в первую очередь глава ОАО РЖД Владимир Якунин, вели переговоры с 2007 года. Но в сентябре 2008 года канадцы вышли из переговоров — как объяснял тогда Владимир Якунин, их не устроила слишком высокая оценка актива в $2,9 млрд.
Тогда акционеры «Трансмашхолдинга» обратились к альтернативным покупателям — конкурентам Bombardier французскому Alstom и немецкому Siemens. Уже в октябре 2008 года холдинг подписал меморандум о стратегическом партнерстве с Alstom. Переговоры о структуре возможной сделки на фоне прогрессирующего в мире экономического кризиса шли еще полгода, и только в конце марта 2009 года стороны подписали соглашение о намерениях по продаже Alstom блокпакета «Трансмашхолдинга».
Соглашение предполагает, что Alstom купит 25% плюс одну акцию холдинга у Искандера Махмудова, Андрея Бокарева и «Трансгрупп» (у них на всех останется 50% минус две акции), а пакет ОАО РЖД (25% плюс одна акция) останется неизменным. В рамках сделки «Трансмашхолдинг» должен получить доступ к технологиям и базам данных Alstom. Оценка, которую холдинг получил в ходе сделки, не раскрывалась, известно было лишь, что Alstom заплатит $75 млн аванса, а остальная сумма будет зависеть от прибыли холдинга в 2008-2011 годах.
Но и этого аванса акционеры «Трансмашхолдинга» пока не получили: сделка, о которой договорились еще в марте, до сих пор не закрыта. На момент подписания предполагалось, что она будет завершена до конца года. Представитель «Трансмашхолдинга» (ТМХ) сказал BG, что процесс завершения сделки пока «продолжается», не уточнив, будет ли выдержан срок. Только 7 декабря ТМХ получил одобрение ФАС на консолидацию 50% ООО «Сапфир», владеющего 50,65% акций ТВЗ — ранее в компании поясняли, что завод тоже хотят включить в сделку, для чего и нужна его консолидация. По данным BG, сейчас закрытие сделки запланировано на первую половину 2010 года.