«Эксперт Урал» №28-31 (429)/19 июля 2010
Негативное воздействие металлургических предприятий Урала на окружающую среду нужно снизить вдвое. Для этого бизнесу необходимо разработать программы по модернизации с учетом экологических требований, а государству — найти и законодательно закрепить экономические стимулы для предприяти
На одной из шахт в ЮАР каждое утро в водоем, образованный сбросами шахтной воды, выпускают живых уток. Правда, вечером собирают дохлых, но об этом никто не знает. Наличие птиц убеждает общественность, что предприятие экологически благополучно.
На пруду Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ, входит в ЗАО «Группа ЧТПЗ») недавно поселились 150 уток, сообщил и.о. операционного директора ЗАО «Группы ЧТПЗ» Александр Дронов. Предприятие — одно из самых продвинутых в отрасли по части экологии, активно внедряет безопасные технологии. Результаты налицо: при двукратном увеличении объема производства валовой выброс загрязняющих веществ за последние десять лет здесь сокращен на 25%.
Грязи хватит
Правительство страны планирует к 2020 году снизить удельный уровень воздействия на окружающую среду
Металлургия — одна из самых «грязных» отраслей в России. Технологический цикл предприятий связан с выбросами в атмосферу многих токсичных для здоровья человека веществ, включая бензопирен, фториды, соединения марганца, ванадия и хрома. На старопромышленном Урале с его высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, эта проблема крайне остра. Здесь большинство предприятий металлургической отрасли построено в первой половине прошлого века, когда вопросы природоохранной деятельности не относились к приоритетам государственной политики.
Определенные попытки сократить негативное воздействие крупные холдинги, конечно, предпринимают, но это не дает масштабного эффекта. По словам министра природных ресурсов Свердловской области Константина Крючкова, даже у лучших предприятий объем сброса нефтепродуктов, взвешенных веществ, железа превышает норму
В будущем проблема может обостриться: если не проводить меры по снижению загрязнения окружающей среды, планируемое увеличение объемов производства может привести к экологической катастрофе. По словам Константина Крючкова, чтобы вписаться в федеральную
Из черной в белую
Для этого нужно снять несколько ограничений. Первый — отсутствие самостоятельности на уровне регионов. Да, субъекты РФ сочиняют хорошие экопрограммы, но практически не могут повлиять на снижение объемов негативного воздействия. Администратором штрафов за негативное воздействие на окружающую среду является Ростехнадзор, хотя 80% платежей попадают в консолидированный бюджет субъекта РФ. К тому же, наделив органы местного самоуправления полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации отходов производства, законодатели не предусмотрели инструментов для реализации этих полномочий. А ограничения, введенные законом о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля, во многом еще и осложнили деятельность контролирующих органов, не позволяя реализовать принцип неотвратимости наказания за экологические правонарушения.
Второй тормоз на пути к «белой» металлургии — отсутствие экономических стимулов для бизнеса. По словам председателя комитета Совета Федерации по природным ресурсам Виктора Орлова, сегодня предприятию выгоднее платить штрафы за негативное воздействие на окружающую среду и делать вид, что оно выполняет программы, нежели вкладываться в модернизацию производства.
Возможные варианты Виктор Орлов иллюстрирует на примере