Skip to content

Не сезон

3 мин.

Опубликованно: 31 января 2014

Мнения экспертов, Промышленные новости

Не сезон

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Ближневосточный рынок длинномерного проката с конца прошлого года находится в депрессивном состоянии. Уровень активности в строительном секторе значительно ниже нормы, и это оказывает негативное воздействие на стоимость стальной продукции.

Одним из наиболее проблемных стал в последнее время турецкий рынок, который еще недавно считался одним из самых емких и благополучных в регионе. Вследствие политической и экономической нестабильности в стране курс турецкой лиры за последние два месяца понизился на 13-15% по отношению к доллару. Местные металлургические компании ответили на это повышением котировок на прокат на внутреннем рынке на ту же величину. В долларовом эквиваленте стоимость арматуры в Турции с конца декабря почти не выходит за пределы интервала $570-585 за т EXW, но в лирах цены резко выросли.

Потребители ответили на это сокращением объема закупок. В январе продажи длинномерного проката в Турции имели спорадический характер: как правило, покупатели приобретали эту продукцию мелкими партиями с минимальным сроком доставки, под конкретные потребности. Падение спроса заставило ряд производителей сбавить объем выпуска.

Немногим лучше складывается обстановка в других странах региона. Египетские и ливанские компании после крупных закупок в ноябре-декабре резко снизили активность. В Ираке еще не утвержден государственный бюджет на текущий год, поэтому не начато финансирование ряда крупных проектов. Саудовский строительный сектор до сих пор лихорадит после прошлогодней кампании против гастарбайтеров. Местные компании сообщают об избытке мощностей по производству арматуры, из-за чего практически все ее производители работают с неполной загрузкой.

В ОАЭ спрос на арматуру достаточно высокий, но основные потребности закрываются местными поставщиками Emirates Steel Industries и Conares, а также катарской компанией Qatar Steel. Все они оставили на февраль те же котировки, что и в предыдущем месяце, – около $610 за т EXW/CPT. В принципе, дистрибуторы в Эмиратах не отказываются и от турецкой арматуры, но готовы платить за нее не более $570-575 за т FOB.

В начале второй половины января нескольким турецким компаниям удалось заключить выгодные контракты с американскими покупателями, готовыми платить за арматуру $610-620 за т FOB, при условии, что при необходимости продавец возьмет на себя уплату антидемпинговой пошлины, размер которой должен быть определен 17 апреля. Но американские компании ушли с рынка так же быстро, как появились на нем, а котировки на турецкую арматуру вернулись в интервал $570-580 за т FOB. При этом, общая тенденция, скорее, негативная: в последних числах января сообщалось о продажах данной продукции менее чем по $570 за т FOB.

Спад затронул и других поставщиков длинномерного проката в страны региона. Некоторые китайские компании в конце января, перед Новым годом по китайскому календарю, продавали арматуру и катанку в Ливан менее чем по $540 за т CFR. Белорусский метзавод предлагает арматуру по $535 за т FOB с предполатой, а цены на украинскую продукцию варьируют между $545 и $555 за т FOB. Для Ирака котировки, впрочем, могут достигать $580 за т CFR, но интереса к приобретению украинской арматуры на этом направлении пока нет.

Судя по всему, в первой половине февраля обстановка на региональном рынке вряд ли изменится к лучшему. Металлургам остается надеяться лишь на предполагаемый рост активности в строительном секторе ближе к началу марта, да на наступление стабилизации на турецком валютном рынке.

Не сезон

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Повышение цен на стальную продукцию в Китае в первой половине апреля оказалось непродолжительным. В последние дни внутренние котировки на плоский и длинномерный прокат продолжили свое снижение. При этом, рыночные цены на горячекатаные рулоны опустились на уровень октября прошлого года, а арматура близка к сентябрьскому минимуму.


То, что спад пока не получается остановить, признали и ведущие металлургические компании Китая. Baosteel формально сохранила на май апрельские цены, однако предоставила постоянным покупателям дополнительные льготы, равносильные уменьшению котировок на 100-200 юаней ($16-32) за т. Другие крупные производители – Angang, Shougang, Wuhan Steel – объявили о сокращении стоимости своей продукции по майским контрактам напрямую, без всяких изысков.


По оценкам специалистов национальной металлургической ассоциации CISA, снижение цен на стальную продукцию в стране объясняется тремя группами факторов. Во-первых, это недостаточный спрос. Апрель традиционно считается временем сезонного подъема на национальном рынке стали, но в текущем году ничего подобного не происходит. Темпы роста ВВП Китая понизились в первом квартале 2013 года до 7,7% против 7,9% в четвертом квартале прошлого года. И хотя для любой другой страны это был бы превосходный результат, для китайской экономики это равносильно признанию растущих трудностей.


Промышленное производство расширяется не так быстро, как ранее, потому что спрос на китайские товары за рубежом относительно низкий, а стимулировать внутреннее потребление до бесконечности невозможно. Заработная плата на предприятиях в мегаполисах восточных провинций и так выросла до такой степени, что приводит к снижению конкурентоспособности китайских компаний на мировом рынке. Правительство в последние месяцы больше озабочено обузданием инфляции и поэтому очень осторожно подходит к вопросу поддержки национальной экономики за счет дополнительных инвестиций в строительство и инфраструктуру.


Во-вторых, важнейшей проблемой для китайской металлургии остается избыток предложения. В первую декаду апреля в стране, по данным CISA, ежегодно выплавлялось свыше 2,12 млн. т стали. А в первом квартале этот показатель равнялся, в среднем, 2,13 млн. т, что равносильно 778 млн. т в годовом исчислении. Складские запасы некоторых видов стальной продукции в итоге превышают уровень годичной давности на 25-30%. При этом, трейдеры в нестабильной экономической ситуации, наоборот, пытаются сократить резервы.


Китайское правительство недавно заявило о намерении вывести из строя в текущем году около 7,8 млн. т годовых мощностей по выплавке стали, но в масштабах страны – это капля в море. По некоторым оценкам, превышение предложения над спросом в настоящее время достигает 50-60 млн. т в годовом исчислении. В первом квартале китайские компании экспортировали 14,43 млн. т стальной продукции, превысив показатели аналогичного периода годичной давности на 18,8%, но это привело к резкому падению цен на прокат в Азии. Продолжать же наращивание внешних поставок не реально: столько китайской продукции рынку просто не требуется.


Естественной реакцией на избыток предложения должно было бы стать сокращение объемов выпуска. Но третья проблема китайской металлургии заключается в том, что нынешние цены для этого еще недостаточно низки. Большинство производителей остаются прибыльными даже в нынешних условиях или несут сравнительно невысокие убытки. Это обуславливается, прежде всего, снижением затрат на сырье – железную руду, коксующийся уголь, металлолом. Кроме того, в текущем году в стране нет дефицита электроэнергии.


Поэтому, как считает главный аналитик Mysteel Цзя Лянцунь, чтобы заставить производителей выводить из строя избыточные мощности, нужно более существенное падение цен на стальную продукцию. По его расчетам, требуемый уровень будет достигнут где-то к середине июня. До этого времени прокат в Китае будет дешеветь. Соответственно, скорее всего, продолжится и снижение котировок на китайскую стальную продукцию на внешних рынках.


Не сезон

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Металлургические компании в странах Восточной Азии рассчитывали, что в феврале, после Нового года по китайскому календарю (23 января) спрос и цены на стальную продукцию в регионе пойдут вверх. Однако, судя по результатам первой февральской недели, их ожидания оправдываются лишь в минимальной степени. Стоимость плоского проката возросла, но, очевидно, в меньшей степени, чем рассчитывали многие производители. А на азиатском рынке длинномерной продукции и вовсе продолжается стагнация.


Корейские и японские компании в начале февраля подняли экспортные котировки на арматуру и заготовки на $10-25 за т по сравнению с январским уровнем. В частности, стоимость полуфабрикатов японского производства, которая ранее находилась ниже среднерегионального уровня, переместилась на верхнюю границу ценового интервала. В феврале японские заготовки предлагались в страны Юго-Восточной Азии по $645-665 за т CFR, практически на одном уровне с корейской продукцией. Цены на японскую и корейскую арматуру для зарубежных покупателей возросли до $690-710 за т FOB.


Однако пока потребители не торопятся совершать сделки на этих условиях. Спрос на длинномерный прокат повсеместно остается минимальным, а на рынке полуфабрикатов покупательский интерес отмечается пока лишь в отношении российской продукции, стоимость которой составляет около $640 за т CFR. Кроме того, некоторые вьетнамские компании приобретают малазийский материал по $660 за т CFR. Благодаря тому, что Малайзия, как и Вьетнам, является членом АСЕАН, на ее продукцию не взимается 7%-ная импортная пошлина.


По оценкам наблюдателей, в региональной строительной отрасли продолжается «мертвый сезон». В Китае поставщики арматуры не дождались ни традиционной волны закупок в начале зимы, ни оживления после новогодних праздников. Правительство продолжает прежнюю политику, сдерживая приток инвестиций в реальный сектор экономики и ограничивая финансирование государственных строительных проектов. Средний уровень рыночных цен на арматуру в стране составляет около $680 за т с металлобазы. Котировки слегка поднялись по сравнению с началом года, но ускорения этого роста пока не предвидится. Компания Shagang объявила, что не будет изменять свои отпускные цены на длинномерный прокат в феврале по сравнению с январем. Другие ведущие производители придерживаются аналогичного подхода либо осуществляют символическое повышение менее чем на $10 за т.


В Японии строительная отрасль несколько оживилась к концу прошлого года. По данным национальной металлургической ассоциации JISF, спрос на арматуру в стране увеличивается с октября 2011 года, правда, прибавка по сравнению с прошлым годом не превышает 2%. В то же время, производство данной продукции в прошлом году увеличилось на 4,2% (до около 8,1 млн. т). В январе внутренние цены на металлолом снижались, так что металлургам все труднее удержать стоимость готовой продукции от спада. Рост экспортных котировок связывается аналитиками, прежде всего, с ревальвацией иены по отношению к доллару.


Повышение курса корейской валюты так же указывается в качестве основной причиной подорожания местного длинномерного проката в феврале. При этом, национальная строительная отрасль находится в глубоком спаде. Баланс на рынке поддерживался в последнее время только благодаря сокращению выпуска длинномерной продукции. Ведущие корейские компании подняли в феврале внутренние котировки на конструкционную сталь, но дистрибуторы и строители не спешат заключать контракты. В конце концов, на рынке присутствует и китайская арматура, стоимость которой может составлять менее $645 за т CFR.


Похожая картина и в других странах региона. Правительство Вьетнама никак не может стабилизировать финансовую систему и вынуждено сдерживать экономический рост в процессе борьбы с инфляцией. На Тайване внутренние цены на длинномерный прокат и вовсе немного снизились после Нового года. Рост в строительном секторе наблюдается сейчас, в основном, в Индонезии, Малайзии и Таиланде.


Скорее всего, в других странах региона изменения к лучшему произойдут не раньше марта-апреля. По крайней мере, азиатские металлурги надеются, что весной на Дальнем Востоке все-таки начнется строительный сезон.


 


Цены на длинномерную продукцию в Восточной Азии, $/т


Не сезон

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Все надежды экспортеров арматуры на активизацию спроса и рост цен в странах Ближнего Востока после Рамадана, похоже, оказались тщетными. Прошло уже три недели после окончания мусульманского месячного поста, а существенных изменений к лучшему на региональном рынке так и не произошло. В результате металлургическим компаниям, поднявшим цены в начале сентября, теперь приходится снова опускать их.


За последнюю неделю сентября немного подешевела арматура в ОАЭ. Стоимость этой продукции сократилась до $615-625 за т с доставкой, тогда как в первой половине прошлого месяца превышала $630 за т. А египетская компания Ezz Steel, в сентябре взвинтившая базовую отпускную цену до $692 за т EXW, уменьшила октябрьские котировки до около $650 за т EXW (включая 8%-ный налог). Пошли на понижение цены в Иране, а ажиотаж, наблюдавшийся в первой половине сентября, к началу октября уже остался в прошлом.


Однако главная проблема заключается даже не в том, что спрос оказался меньше ожидаемого. В конце концов, в «нефтяных эмиратах» Персидского залива никогда не прекращали строить. Все дело в том, что нынешний уровень потребления арматуры в регионе, по большей части, соответствует производственным мощностям местных компаний. Так, на рынке ОАЭ доминируют Emirates Steel Industries и катарская Qatar Steel, она же является крупнейшим поставщиком арматуры в Оман. В Саудовской Аравии, где спрос на конструкционную сталь сейчас, пожалуй, самый высокий в регионе, львиная доля поставок в последний месяц приходилась на местных производителей.


В прошлом году турецких экспортеров арматуры выручил Египет, но в этом спрос упал, а египетские компании, наоборот, расширили выпуск. В результате за первые восемь месяцев текущего года турецкие компании поставили в Египет около 800 тыс. т арматуры, почти в два раза меньше, чем за тот же период предыдущего года. При этом, как заявляют местные дистрибуторы, благодаря высоким объемам закупок турецкого проката в первом полугодии все склады затоварены, а запасов хватит, как минимум, до конца года. Вообще, в текущем году заметно увеличил импорт арматуры только Ирак, но этого не достаточно, чтобы компенсировать спад по другим странам.


Нынешняя ситуация осложняется тем, что в конце августа – начале сентября многие компании в регионе скупали арматуру в расчете на будущий подъем. Подъема не произошло, а запасы остались. Так что, арабские трейдеры не спешат с новыми закупками и, при этом, интенсивно сбивают цены. Аналогичные процессы наблюдаются и в самой Турции, где строительная отрасль прибавила после Рамадана, но накопленных резервов хватит дистрибуторам и строителям до ноября.


В итоге у поставщиков нет иного выбора кроме понижения цен. К началу октября турецкая арматура подешевела до $575-585 за т FOB, но дальнейший спад выглядит практически неизбежным. Некоторые оптимистично настроенные экспортеры надеются, что уменьшение котировок и расходование запасов вернут покупателей на рынок во второй половине октября. Пессимисты осуществляют поставки на рынки Северной Африки, Латинской Америки и США.


Подобно производителям арматуры, в ловушку не оправдавшихся ожиданий попали и поставщики заготовок. Многие ближневосточные прокатные компании активно скупали полуфабрикаты в конце августа – начале сентября. В итоге сейчас они имеют запасы на полтора-два месяца вперед. А экспортерам из СНГ приходится снижать цены, приводя их в соответствие со стоимостью арматуры в регионе. Некоторые компании в конце сентября уже соглашались продавать заготовки по $520-530 за т FOB против $550-570 за т FOB в середине месяца. С такими темпами падение до менее $500 за т FOB в октябре уже не выглядит чем-то невероятным.


 


Цены на заготовки и арматуру на Ближнем Востоке, $/т FOB


 


Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...